Главная
>
Статьи
>
Культура
>
«Хоббиты в занавесках и Саурон с удочкой на Мане»: как в Красноярске прошли первые советские ролевые игры

«Хоббиты в занавесках и Саурон с удочкой на Мане»: как в Красноярске прошли первые советские ролевые игры

18.06.2025
34
Флаг первых «Хоббитских игрищ» 1990 года
Фото: Оксана Романова / Летопись Первых ХИ

«Пригласить на пьянку в туристическом лагере было неинтересно»

В конце 80-х годов советские люди знакомились с фантастикой и перенимали популярную на Западе культуру «фэндомов». Как рассказал Newslab руководитель красноярского клуба любителей фантастики «Вечные паруса» Михаил Гончарук, по всей стране функционировало больше 200 таких организаций. В конце концов, руководство над ними взял на себя комсомол — так появился Всесоюзный совет клубов любителей фантастики.

Именно в это время «по рукам» начали ходить многочисленные авторские переводы романа «Властелин колец» британского писателя Джона Р. Р. Толкина. Насчитывалось около восьми таких переводов, которые кочевали в виде распечаток между клубами.

Толкин захватил умы советских граждан не просто так. Люди жаждали новых впечатлений, новых миров. И тут на сцену вышли ролевые игры — явление, тоже зародившееся на Западе, где фанаты фэнтези и фантастики стали не просто читать книги, но и проживать их, перевоплощаясь в любимых персонажей. Собирались люди, придумывали себе персонажей, наряжались в костюмы, а потом разыгрывали целые истории, подчиняясь общим правилам и собственной фантазии. «Властелин колец» стал для этого идеальной площадкой — мир огромный, персонажей интересных полно, а уж развернуться в плане сюжета — сам Толкин велел!

Участники красноярского клуба «Вечные паруса»
Источник: КЛФ «Вечные паруса»

Вскоре этой идеей заразились и советские граждане. В 1989 году на «Аэлите» (Всесоюзном фестивале любителей фантастики) красноярский клуб «Вечные паруса» заявил о проведении первого за Уралом игрового конвента любителей фантастики. По большому счету, то, что запланировали организаторы было впервые не только за Уралом, но и вообще в СССР. Организовать «Хоббитские игрища» (такое название дали конвенту) решили под Красноярском, на берегу реки Мана.

«Эта идея была не совсем нова. Тогда на Мане проводилось много различных мероприятий, но просто пригласить на пьянку в туристическом лагере было неинтересно. Поскольку тогда как раз вышел первый том „Властелина колец“, возникла идея создать что-то вроде зарницы для взрослых, объединенной с конвентом», — делится Михаил Гончарук.

Чтобы сообщить о событии как можно большему числу фэнов Толкина, организаторы рассылали письма в клубы и выпускали специальную газету «Палантир». В результате новость о «Хоббитских игрищах» быстро разлетелась по всему Союзу — от Сахалина до Киева. Но впереди был целый год усиленной подготовки, проб и ошибок, ведь организовывать такие фесты в СССР тогда никто не умел.

«Парень из Челябинска напугал желанием устроить „кровавую“ бойню»

Предполагаемый ход игрищ, претенденты на главные роли, переводы из Толкиена и фантазии на темы трилогии публиковали в фэн-газете «Палантир». Так об этом вспоминали участники:

«Кастинг на „Хоббитские игрища“ был прикольный, за ним следили затаив дыхание, несмотря на то, что далеко не всегда лично знали кандидатов. Какими мы их увидим — хоббитов, Арагорна, Элронда, Галадриэль, Саурона, назгулов, Горлума?.. К мастерам со всей страны шли заявки. На ключевые именные роли типа Арагорна или Саурона, конечно, было по несколько заявок», — рассказывала Екатерина Ливанова (Кэт Бильбо) в интервью журналу «Зеленый свитер».

Роли согласовывались с так называемыми «мастерами-Валарами» (название, конечно, взято из вселенной Толкина). В этот круг из восьми избранных входили только участники «Вечных парусов». Сами они при этом не отыгрывали никаких ролей на поле — для них и без того было много работы, ведь всё это масштабное действо необходимо было координировать без раций или других вспомогательных средств.

Мастера
Источник: КЛФ «Вечные паруса»

«Большого конкурса на ролевиков не было. Того же Фродо и Сэма назначили на эти роли просто в принудительном порядке, потому что желающих не нашлось», — вспоминает Михаил Гончарук, который был одним из мастеров.

В связи с этим участники в своих мемуарах описывали забавную историю. На роль Саурона изначально взяли молодого парня из Чебоксар, который, по словам игроков, «напугал организаторов своим безудержным желанием устроить „кровавую“ бойню в Средиземье». Тогда ему быстро нашли замену — без особого желания роль Саурона взял Владимир Борисов, библиограф, литературный критик, переводчик и исследователь творчества братьев Стругацких.

«Борисов готовился стать эльфом, поэтому к игре он попытался обесцветить свою черную шевелюру и бороду. С двух попыток ему удалось добиться восхитительного ярко-желтого цвета... Саурон Золотистый, как в итоге его в шутку называли», — вспоминала Екатерина Ливанова.

Кроме простых игроков были приглашены лингвисты и литературоведы. Так, из Горловки приехала Валерия Александровна Маторина — «матерая толкинистка», переводчица. С собой у нее было 12 рукописей по 250-300 страниц в каждой.

«Мы на нее смотрели открыв рот, как на небожителя: она так много знала, она привезла в распечатках переводы неизвестных нам ещё текстов! Мы лихорадочно читали их у нее в палатке, передавая листочки из рук в руки», — Кэт Бильбо.

Валерия Александровна Маторина на «Хоббитских игрищах», 1990 год
Фото: М. Авдонина / Летопись Первых ХИ

А из Москвы приехала переводчица Наталья Григорьева, она провела семинар по творчеству Толкина.

«Клубы были организованные и состояли из начитанных, грамотных людей. Более того, в конвенте была и литературная составляющая. Достаточно сказать, что всего у нас было четыре переводчика Толкина, не считая любителей», — рассказывает Михаил Гончарук.

С организацией всей туристической составляющей игрищ (а это был, мы напомним, в первую очередь поход) помогала гостиница «Турист». За 65 рублей — сумму по тем временам немаленькую — участники получили проживание в гостинице первого класса, трехразовое питание, экскурсионное обслуживание и главное: специально разработанный турмаршрут с трехдневным сплавом.

«Милиция с интересом наблюдала за фехтованием эльфов на набережной»

В день Икс, 2 августа, в холле гостиницы «Турист» толпился народ. Всего в Красноярске собралось 137 участников, среди них игроки с Дальнего Востока, соседи-сибиряки, жители столицы и других республик. Такое количество фэнов, говорящих на непонятном для среднего советского жителя языке, несколько смущало окружающих.

«Помню, бегает по гостинице инструктор и кричит: „Где моя группа?“ Я спрашиваю: „А кто у тебя там?“ Он начинает перечислять: „Так, ну у меня тут три гоблина, два эльфа, какие-то хоббиты...“ То есть человек даже не знал, что это такое, он впервые эти слова слышал», — вспоминает руководитель красноярского клуба.

Еще одна вещь, которая отличала участников конвента от обычных туристов, был их необычный внешний вид. Из подручных средств вроде занавесок, случайных палок и фольги, творческие люди создавали полноценные фэнтезийные костюмы.

«С костюмами приходилось выкручиваться. Во-первых, не было нужных материалов, во-вторых, не было и понимания, какими они должны быть. Тем не менее, я не могу сказать, что костюмирование было каким-то плохим — на 137 человек было достаточно много людей и в доспехах, и в кольчугах. Допустим, участие принимал знаменитый сейчас оружейник из Красноярска Игорь Малик. В то время он был фрезеровщиком на Красмаше, а к нам он приехал в полном доспехе, что было большой редкостью», — поясняет Михаил Гончарук.

По плану первые дни были посвящены подготовке. Игроки знакомились, изучали выставку реквизита, где среди прочего показали самодельное Кольцо Всевластья, слушали лекции. Не обошлось без экскурсии по «Красноярским Столбам». Затем — тематические конкурсы, от метания топоров до стрельбы из лука и творческого состязания «Венок Лучиэнь» для девушек-участниц. На набережной Енисея и пригостиничной площади состоялись первые схватки.

«Девушка с Сахалина привезла с собой свору ребят, которую мы решили сделать эльфами. Утром детишки выбежали потренироваться с мечами и копьями на набережную. Естественно, подъехал милицейский УАЗик. Но вместо того, чтобы остановить фехтовальщиков, патруль стоял и просто заинтересованно наблюдал», — с улыбкой вспоминает Михаил Гончарук.

Та самая тренировка на набережной
Источник: КЛФ «Вечные паруса»

«Идем вдоль Маны, а там стоит Саурон с удочкой»

7 августа участники прибыли на базу недалеко от деревни Береть. По дороге вдоль реки расположились Раздол, Пригорье, Гондор (поселения и государство из легендариума Толкина). Мордор расположился на двух островах через брод от берега, лес Лориэн тоже оказался на острове. Ману игроки называли Мандуином — от названия крупнейшей реки Средиземья Андуин.

Игра продолжалась около полутора суток. В отличие от современных ролевых проектов, здесь не было сложных правил или профессионального мастеринга — скорее, это было коллективное импровизационное действо в духе произведений Толкина. Тем не менее, правила боя были, герой даже мог умереть в битве. Тогда «погибшего» на время выводили из действия. После так называемой «отсидки» он выходил уже другим персонажем или, если имел важную для сюжета роль, самим собой, но будто бы после тяжелого ранения.

«Вообще трудно описать обилие событий, происходивших в то время. Темные силы проявляли находчивость и неутомимость. Неистовый орк Евгений, поймав какого-то лодочника, который не имел к игре никакого отношения, переправился в Страну Мертвых, отбыл там свой срок, прошел сквозь воинственный Гондор, перебрался вновь через Андуин и оказался у Ородруина почти вместе с нами», — вспоминал игрок Владимир Борисов.

Первые часы сюжет разворачивался, как в оригинале, но быстро превратился в нечто оригинальное. Каждый старался отыгрывать свою роль, вести себя в соответствии со своим персонажем — конечно, в силу своих возможностей. Без казусов здесь не обошлось.

В своих мемуарах Владимир Борисов, игравший, напомним, главного антагониста Саурона, вспоминал, как утром 8 августа, пока весь отряд крепко спал, нашел удочку и решил порыбачить. Позднее об этом же эпизоде, но с другого ракурса вспоминала Екатерина Ливанова (Кэт Бильбо).

«Ну и вот представь себе: раннее-раннее утро. Из Лориэна в Гондор по дороге мимо Мордорских островов движется сборный отряд светлых сил (я как раз была в том отряде). Двигаются осторожно, ждут, что сейчас с мордорского брода орки с назгулами выпрыгнут! Но вдоль всего Мордора — сон и тишина. Туман над речкой. Из тумана тихое бряканье посуды у костра. И на самом дальнем конце острова стоит Саурон с удочкой!», — описывала она.

Организатор Михаил Гончарук припомнил другой случай, когда во время игры всё пошло не совсем по плану.

«Из Киева приехал один товарищ, как мы думали, с братишкой — пареньком лет 10, очень активным. Его мы взяли без путевки, все равно места много не займет. Мальчишка был очень пронырливый. Он и в гостинице всех достал, и на Мане. Когда он конкретно всем надоел, мы старшего брата призвали к ответу, на что он нам сказал: „А я не знаю, кто это. Он ко мне на вокзале прибился“. Тут нам стало страшно — нужно было решать, куда деть парня. Когда мимо шел катерок, мы окликнули его с берега: „Скорее сюда, у нас беглый“. Те напряглись — подумали, что у нас тут зэки беглые. Они согласились подбросить его до поселка, с ним отправили мою супругу, она тоже была в организаторах. Мальчика сдали участковым. Откуда он взялся и куда потом делся — история, к сожалению, умалчивает».

9 августа в полдень игра завершилась, а после нее игроки отправились в трехдневный сплав по Мане. Он, кстати, выполнял и важную психологическую функцию — возвращаться из фэнтезийной реальности в повседневность следует плавно.

«Уже тогда мы поняли, что сделали нечто историческое»

Как вспоминает Михаил Гончарук, «Хоббитские игрища» стали настоящим катализатором для развития ролевого движения в стране. Из 26 клубов-участников практически в 20-ти после этого возникли свои центры «ролевиков».

Кроме того, игра стала отправной точкой для самореализации самих участников. Некоторые нашли в них свое призвание — как Олег Ширяев, который в 1990-м году был гномом, а затем стал путешественником. Он неоднократно подчеркивал: «Все мои путешествия начались с первого сплава по Мане».

«Уже тогда мы поняли, что сделали нечто такое, что не останется разовым мероприятием и явно перерастет во что-то другое. Так и случилось: из этого события выросло целое движение. Со временем оно неизбежно менялось, сейчас молодежь играет в несколько другие игры. Пытаться повторить те самые „Хоббитские игрища“ не имеет смысла — дважды в одну реку не войдешь», — заметил Михаил Гончарук

«Хоббитские игрища», возможно, кажутся сегодня экзотическим эпизодом из прошлого, но они стали важной вехой для целого поколения. Именно здесь, под Красноярском, зародилось движение, которое продолжает жить и развиваться в современных ролевых играх и фэндом-сообществах. Кстати, клуб «Вечные паруса» тоже до сих пор собирается в краевой научной библиотеке и в нем по-прежнему состоит шестеро организаторов тех самых игр.

Елизавета Чурилова специально для Newslab

Рекомендуем почитать
KRS-IX Counter