Главная
>
Статьи
>
Откапываем «Simply Red», боремся с унынием, осторожничаем с БГ

Откапываем «Simply Red», боремся с унынием, осторожничаем с БГ

03.06.2003
2
Simply Red
«Home»
Simplyred.com Ltd. / Universal Int., 2003

Этому альбому предшествовал выпуск трёх практически провальных дисков, разрыв отношений со своим записывающим лейблом и основание собственной студии «Simplyred.com Ltd». После таких метаморфоз ничего выдающегося я от Simply Red ожидать был не склонен, окончательно отнеся группу к категории «популярные в начале девяностых». Рановато, как оказалось, похоронил. Мик Хакнелл сделал почти невозможное: вернулся к оригинальному ритм-энд-блюзовому звучанию группы и записал при этом очень свежий и притягательный альбом. «Home» — из тех работ, которые подходят под любое время, настроение и обстоятельства. Низкотемповый (кроме кавера на «Money In My Pocket» Дэниса Брауна) и фантастически красивый. Причём любой мелодический ход на альбоме кажется смутно знакомым, но прототипа ни у одной песни назвать не удаётся: просто засело что-то когда-то в сердце, а сейчас Хакнелл будит это всё и сразу. Любая композиция с «Home» могла бы пойти синглом. Пошла и уже прочно утвердилась в европейских чартах хрустально-прозрачная соул-баллада «Sunrise», но будь моя воля, я бы поставил уже открывающую альбом заглавную композицию — настолько она пробуждает желание продолжить прослушивание.

Отдельной строкой — вокал. У Мика как раз тот голос, когда парень может спеть телефонную книгу, и всё равно получится замечательно. А уж если не телефонную книгу, а полные чувства и иронии тексты альбома… Всё. Хватит спойлеров, как говорят киноманы. Послушайте «Home» сами, не пожалеете.

Чайф
«48»
Мистерия звука, 2003

Последние несколько лет прослеживается у Владимира Шахрина одна забавная творческая тенденция. Он искренне считает удачными и, как следствие, всячески раскручивает самые свои унылые песни. Невероятно, беспросветно унылые. Эта напасть, кажется, называется «[нео]романтический период в творчестве» и изрядно портит впечатление от выхода «48». Такой надрыв, с которым спеты открывающая альбом «Доктор, доктор» и следующая за ней, выбранная для раскрутки альбома «На полшага», способен отпугнуть от дальнейшего прослушивания альбома самого уравновешенного человека. Между тем не сдавшихся-таки меломанов ожидают сплошь приятные сюрпризы. Третьим уже номером на диске идёт «Африка», хитовый потенциал которой никак не меньше, чем у «Аргентина-Ямайка 5:0»: в ней есть всё, что и в «Аргентине», кроме разве что футбола, а вот ароматной экзотики здесь так и гораздо больше.

Далее на диске идут очень позитивная баллада «Он и твоя любовь» и весьма симпатичная музыкально (хотя и с беспомощным текстом) регги-композиция «Париж». Первый на моей памяти эксперимент «Чайфа» с электроникой «Сальто назад», весьма популярный сейчас на «Нашем радио», оставил меня в недоумении: использовать электронику там (и точно тем же способом), где всегда прекрасно работала акустика, и читать речитатив голосом, для этого совершенно не приспособленным, можно только от большой нужды в «актуальном саунде», каковой нужды я за Шахриным никогда не замечал. Зато новая «почти симфоническая» версия «Но это так» удалась на славу: с трудом осилив длиннющий список занятых для её записи исполнителей, я пришёл было в ужас, но всё оказалось очень уместно и органично. Так же уместно альбом и завершён: связкой из доброй и ироничной «Уезжаю» («дорожные» песни — любимый конёк Шахрина) и самую чуточку «перенадрывной», но очень красивой философской песни «Конец». Здесь воспроизведение можно выключать: бонусом на диске идёт запись есенинско-народного романса «Клён» (сделанная для саундтрека к сериалу «По ту сторону волков»), на которой Владимир разводит совсем уже непростительные сопли. Право, не стоит портить себе напоследок настроение, поднятое вполне удачным альбомом.

Аквариум
«Песни Рыбака»
CD Land Records, 2003

Я не буду писать о том, каким получился альбом: неохота затевать священные войны с имеющимся почти у каждого сакральным знанием о том, что «начиная с [название альбома] БГ ничего сильного не записал». Расскажу лучше, каким альбом точно не получился.

Альбом не стал второй «Сестрой Хаос», хотя настолько же богат подтекстами. И ещё точнее альбом не стал вторым «Русским альбомом». Борис Борисович больше не пишет так, чтобы сразу брало за шкирку и кунало лицом. Он долго воспитывал своего слушателя, и теперь, похоже, рассчитывает именно на него.

Альбом не стал повторением чего бы то ни было, хотя аналогий вроде «„Туман над Янцзы“ — овосточенный „Гарсон №2“» и «„Человек из Кемерова“ — переосмысленный „Дубровский“» найти при желании можно немало. Не самоцитирование, но стиль, это очень хорошо слышно.

Альбом не стал отчётливо «индийским», несмотря на то, что записывался наполовину в Дели. Стиль, повторяю. Ни БГ, ни работавший над аранжировками Борис Рубекин его терять не намерены, потому инструментальные ходы всегда подчинены идее, а не наоборот.

В альбом не вошли ни «Молитва и пост», ни «Таня», ни «Мария, что у тебя в голове…», ни «Афанасий Никитин». Гребенщиков, однако, обмолвился, что у группы уже практически готов новый диск.

Остальное на «Песнях рыбака» есть в избытке. И дыхание у вас перехватит, и рассмеётесь, и задумаетесь. И ни черта БГ не закончился, глупости это всё.

Hevia
«Etnico Ma Non Troppo»
EMI-Odeon, 2003

Испанский волынщик Хосе Анджел Хевиа делает ту же работу, что и упоминавшиеся уже мною Afrocelts: сводит воедино фолк-ритмику с современными тенденциями электронной музыки. Причём на третьем своём альбоме он научился делать это по-настоящему мастерски. «Etnico Ma Non Troppo» получился очень зажигательным танцевальным альбомом: нью эйдж, транс, немного драм-н-бэйс, экзотический вокал, сочный звук. Беда только в том, что непосредственно фолка в аранжировках альбома осталось подозрительно мало. Конечно, волынка — не самый легко встраиваемый в электронный контекст инструмент. Однако у Хевиа многие фолк-партии (на отчётливо-танцевальных вещах вроде «Taramundi» или «La Carriola») деформированы настолько, что звучит этот инструмент фактически как набор сэмплов. Поэтому, если вы ждёте от «Etnico Ma Non Troppo» именно затейливого фолка, и без того недлинный (44 минуты) альбом для вас становится короче наполовину.

Candy Dulfer
«Right In My Soul»
Eagle Records, 2003

Этот альбом — маленький юбилей «Звукового барьера»: впервые (не считая сборников) один исполнитель представлен здесь уже второй по счёту работой. Предыдущий свой диск всемирно известная датская саксофонистка Кэнди Далфер записывала на пару со своим отцом, и та работа показалась мне значительно более интересной, чем «Right In My Soul». Вдвоём Ханс и Кэнди играют виртуозный трип-хоп и техно-джаз, в одиночестве Кэнди поёт слащавый ритм-энд-блюз и фанк с джазовыми проигрышами. Этакое «введение в джаз для чайника», которое, правда, даёт развернуться госпоже Далфер как вокалистке: голос у Кэнди глубокий и чувственный, для r'n'b и соул-композиций подходящий очень хорошо. И всё же чисто инструментальные композиции вроде «December», где Кэнди выступает как джазовый импровизатор, впечатляют куда больше. Жаль, что их на «Right In My Soul» всего четыре.


Увидимся. Музыки — много.

Митя Mешалкин
Диски для обзора предоставлены магазином «Погружение»
• пр. Мира, 89, тел. 22–23–83;
• Магазин «Колизей» — пр. Красноярский рабочий, 89, тел. 34–84–74
• Магазин «Колизей-2» — ул. Взлетная, 2, тел. 54–13–31

Рекомендуем почитать