Начальник главного управления здравоохранения администрации Красноярска
18 июня Красноярск отметил День медицинского работника. Сегодня мы беседуем с начальником главного управления здравоохранения администрации города Виктором Шевченко. Он больше других знает не только о городских медиках, но и об их пациентах. Виктор Шевченко расскажет о том, как городские медики отмечают свой профессиональный праздник и чем живут во время трудовых будней, какова специфика заболеваемости красноярцев и насколько высок уровень медицинского обслуживания в краевом центре.
Виктор Васильевич, прежде всего, поздравляю вас и всех врачей Красноярска с профессиональным праздником. Расскажите, как отмечают этот праздник в нашем городе?
Для нас День медицинского работника – знаковый день. Считаю, что это праздник всенародный, потому что сегодня представить общество без людей, которые живут и работают в медицине, невозможно. Говорю именно «живут», потому что просто приходить на работу и уходить домой в этой сфере не получится. Поэтому к праздничным мероприятиям, проводимым на День медицинского работника, мы очень долго и серьезно готовимся. Самое главное в этих мероприятиях – чествование лучших. Но это и самое сложное, ведь выбрать лучшего здесь очень сложно. Работникам муниципального здравоохранения приходится сталкиваться с такими сложными ситуациями, что каждого из них хочется поощрить и чем-то наградить. Но все-таки выбирать лучших из лучших приходится. На праздник большое количество медицинских работников Красноярска получают от всех уровней власти знаки отличия.
Кроме того, мы всегда, насколько позволяет законодательство, используем финансовые средства для поощрения наших работников. Сейчас, с реализацией национального проекта в сфере здравоохранения, наши возможности в этом резко возросли: это деньги родового сертификата, деньги, которые вскоре пойдут за диспансеризацию, деньги, которые уже пришли на повышение заработной платы участковым врачам.
В праздничные дни, наверное, удается чаще встречаться с коллегами?
Да, конечно же, праздник отмечаем встречами в коллективе. В эти дни бываем на «капустниках», КВН, на торжественных мероприятиях, где самые лучшие и теплые слова, слова признательности от себя лично и от высшего руководства города и края высказываем нашим врачам. Это очень напряженное для нас время, потому что хочется дойти до каждого учреждения и поздравить всех лично. Мы с заместителями побываем в каждом медицинском учреждении города, чтобы засвидетельствовать уважение и почтение врачам от имени городских властей.
А сколько всего врачей в Красноярске? Не ощущает город недостаток каких-либо специалистов?
По статистике 2005 года, в Красноярске зарегистрировано около 4 тысяч врачей. Однако эта цифра нестабильная. Колебание числа врачей, как правило, происходит во время выпуска медицинской академии, потом люди переезжают в другой город, меняют место работы, кто-то уходит в декретные отпуска и тому подобное.
Самая острая ситуация с нехваткой молодых специалистов наблюдается сегодня в участковом звене. Мы надеемся, что национальный проект «Здоровье» привлечет специалистов в городские поликлиники. Ведь после президентских инициатив заработная плата участкового врача выросла до 19 тысяч рублей. Это, безусловно, неплохо для молодого специалиста, с этим можно связывать определенные планы и перспективы.
Узкие специалисты традиционно у нас были высокоукомплектованным звеном, хотя есть некоторые специальности, по которым нехватка специалистов ощущается. Сегодня трудно сказать по какой именно причине это происходит – потому что люди не хотят работать в этих специальностях или потому что эти сферы недостаточно укомплектованы техникой. Например, сегодня у нас не хватает рентгенологов и специалистов УЗИ, но ведь долгое время аппараты рентгена и УЗИ были даже не во всех медицинских учреждениях. Здесь опять можно говорить о том, что реальная финансовая поддержка, которую нам дал национальный проект, даст понять, каких специалистов нам действительно не хватает.
Откуда приходят молодые специалисты?
Молодые врачи приходят в сферу здравоохранения Красноярска исключительно из стен медицинской академии. Сейчас также возвращаются те специалисты, которые ранее бросили профессию из-за низкой заработной платы. Когда деньги начали поступать в сферу здравоохранения, люди стали возвращаться. С 1 января текущего года к нам пришли около 60 участковых врачей. Мы ожидаем, что врачи и дальше будут приходить работать по своей специальности.
Однако считаю, что мы поторопились с упразднением распределения специалистов, которые заканчивают учебное заведение. Если государство обучило человека бесплатно какой-либо специальности, то человек должен отдать этому определенную дань, отработав три-четыре года по тому направлению, которое государство посчитает наиболее важным. А после отмены принудительного распределения мы столкнулись с тем, что у нас в Красноярске масса специалистов, которые не могут найти работу, а в сотне километрах от города есть и помещения, и необходимое оборудование, но никто не хочет туда ехать. Я не сторонник репрессивных мероприятий, но медицина – такая же государственная служба, как служба в армии.
Какова специфика заболеваемости красноярцев? Есть ли тенденции, чем чаще болеют жители нашего города?
По заболеваемости в Красноярске меня тревожит несколько положений. Во-первых, это туберкулез. Заболеваемость им в городе очень высокая. Эпидемический порог составляет 50 случаев болезни на 100 тысяч населения, у нас же этот показатель достигает 88! Даже мощная противотуберкулезная служба, которая загружена на 100%, не может полностью справиться с этим, потому что причины не только медицинские, но и во многом социально-бытовые.
Во-вторых, это онкологические заболевания и, прежде всего, рак молочной железы. Это болезнь, которая косит людей, не побоюсь этого слова. Отчасти этому виной сами люди, поскольку не проходят профилактические проверки, отчасти причина в том, что были ограничены возможности раннего выявления онкологических заболеваний. В этом плане решением проблемы является выделение в рамках национального проекта большого количества техники для массового обследования молочной железы (рентгеновской и ультразвуковой). Это позволяет надеяться, что ситуация изменится. Но основная защита от столь серьезных заболеваний – отношение человека к самому себе. Пройти хотя бы раз в год медицинское обследование – сделать анализ крови, сделать рентгеновский снимок, показаться узким специалистам – самый верный способ избежать этого зла.
В целом, ситуация по заболеваемости характерна для нашей страны и ничем особым не выделяется – угрожающие тенденции приобретает распространение ВИЧ-инфекции, плохая ситуация с сердечно-сосудистыми заболеваниями. Ситуацию с последней категорией пациентов поможет изменить строительство кардиохирургического центра, которое запланировано на территории Красноярского края.
Но наверняка есть и положительные тенденции?
Есть и очень хорошие тенденции – прежде всего, это состояние здоровья беременных женщин и детей. В этом вопросе мы двигаемся и дальше – стала доступна дородовая диагностика. Сегодня в Красноярске женщине для того, чтобы нормально родить ребенка, нужно как можно раньше встать на учет по беременности, все остальное качественно, бесплатно и вовремя будет сделано. Это то, чего 10 лет назад не было. Я горжусь нашими родильными домами, поскольку считаю, что не многие города России могут похвастаться таким уровнем комфорта и квалификации специалистов. Результаты их деятельности говорят сами за себя. Мы научились эффективно бороться с пресловутым кесаревым сечением, процент которого в наших роддомах падает, у нас резко сократилось количество абортов за счет внедрения передовых методик, прежде всего, профилактического направления. Конечно, мы далеки от идеала, но ситуация гораздо лучше, чем была несколько лет назад.
Конечно же, ситуации есть разные, но, в целом, здравоохранение Красноярска за последние годы очень сильно шагнуло вперед. Это стало ощутимо и по результатам работы, и по тем технологиям, которые стали доступны.
Но жители города часто жалуются на состояние городских поликлиник.
Есть такая проблема. Это можно назвать наследием прошлого, и в первую очередь это касается детских поликлиник. В Красноярске все детские поликлиники находятся на первых этажах жилых домов, причем, когда их строили, считали, что это лишь временное лечебное учреждение. Там остались условия шестидесятых годов. Новые объекты, которые мы вводим, совершенно другие, но их удельный вес недостаточно велик. Однако ситуация и здесь меняется. Например, даже в «хрущевке» Железнодорожного района на улице Камской мы сделали исключительную детскую поликлинику: там стоит просто побывать и увидеть ее своими глазами. Она обслуживает небольшое количество населения ближайших домов. Еще одну замечательную детскую поликлинику мы открыли в Энергетиках. Процесс по разрешению этой проблемной ситуации идет. Другое дело, что хотелось бы, чтобы шел он быстрее, но здесь все зависит от денег.
Виктор Васильевич, а вы сами в настоящее время занимаетесь врачебной практикой?
Я не занимаюсь врачебной деятельностью, поскольку мне это запрещено по должности. До последнего времени я преподавал в медицинской академии, сейчас ушел, поскольку у меня просто не хватает времени. В моей практике – 8 лет работы врачом-терапевтом, до сих пор поддерживаю связь и с людьми, с которыми работал, и с пациентами. Некоторые из них и сейчас обращаются ко мне с вопросами, как подобрать оптимальную дозу препарата, какое лекарство выбрать. А я, в свою очередь, стараюсь читать журналы и книги, чтобы быть в теме по основным направлениям работы.
А дома для своих близких являетесь врачом?
Да, к сожалению, являюсь. Мне было бы проще, если бы мои близкие лечились у моих друзей – профессиональных врачей. Но они предпочитают звонить мне посреди ночи и выяснять, какой лучше антибиотик принять, нормальна ли такая реакция на прививку и так далее. Так получилось, что жена моя занимается акушерством, то есть, работает не с больными людьми, а со здоровыми. Ребенок у нас еще только учится на врача, а бабушка-врач живет в другом городе. Поэтому проблема назначения лекарств, постановки уколов, компрессов – это мой крест, от которого мне уже, наверное, никогда не уйти. (Смеется).
У вас медицинская семья – скажите, досуг такой семьи отличается от досуга другой семьи?
Я думаю, что отличается. Бывая в разных компаниях, могу сказать, что досуг медицинской семьи – это стремление к тишине, немноголюдности и покою. Мы стремимся к каким-то созерцательным ощущениям – природе, книгам, музыке. Это происходит из-за того, что, постоянно контактируя с людским горем, болью и эмоциями, на досуге очень хочется побыть в тишине. Знаю, что мои достаточно молодые коллеги также предпочитают на досуге побывать со своей семьей на природе, на даче, на рыбалке. Недавно ко мне приходил главный врач одного из крупнейших лечебных учреждений Красноярска, говорит, что хочет уехать и посидеть со спиннингом на Крайнем Севере. (Смеется). Такая тенденция обусловлена энергозатратностью деятельности медицинского работника и тесного общения с пациентом.
Беседовала Наталья Попова