Главная
>
Статьи
>
Экономика
>
Экономика: троянский конь

Экономика: троянский конь

04.11.2003
8

В прошедший четверг Президент России Владимир Путин, провел достаточно неожиданную встречу с рядом иностранных и российских инвесторов. Хотя основной заявленной темой встречи значилось ужесточение требований к отечественным акционерным обществам в части прозрачности их хозяйственной деятельности и раскрытия информации, но все же многим было ясно, что, по сути, ее реальной целью было обозначить перспективы развития национального финансового рынка в свете последних уголовных дел, возбужденных в отношении основных владельцев крупнейшей российской компании - ОАО «ЮКОС».


Логотип компании «ЮКОС»

Геополитика и фондовый рынок

Как известно, 27 октября на основных биржевых площадках страны были приостановлены торги акциями «ЮКОСА». Например, в Российской торговой системе их приостановили из-за падения на 19,6%, стоимости одной ее акции - с 14,45 до 11,6 долларов США. Для справки: по существующим правилам, торги на бирже могут приостанавливаться в случае, если произошло снижение цены по конкретному финансовому инструменту более чем на 15%.

Надо отметить, что на этом кризисная ситуация на отечественном фондовом рынке не закончилась. Упали в цене также акции ОАО «Сибнефть» (на 12,45%), ОАО «ГМК «Норильский никель» (4,07%), ОАО «Мосэнерго» (3,47%), ОАО «Татнефть» (2,27%), ОАО «Сургутнефтегаз» (1,44%), ОАО «ЛУКОЙЛ» (1,43%), РАО «ЕЭС России» (1,11%), ОАО «Ростелеком» (0,54%) и т.д. А так как именно все вышеперечисленные эмитенты являются базой для расчета основного фондового индекса страны, индекса РТС, то произошло и его снижение на 3,76%.

В этой связи необходимо пояснить, что индекс РТС является главным индикатором состояния и инвестиционной привлекательности всей российской экономики для иностранных инвесторов. И они помнят, что достаточно похожая ситуация на отечественном финансовом рынке происходила в августе 1998 года. Но на этом схожесть с последними событиями и заканчивается.

По общему мнению участвовавших во встрече с Президентом, в стране налицо локальный фондовый кризис. Он не связан с фундаментальными изменениями в экономике России. Его происхождение в большей части лежит в политической плоскости.

И здесь можно понять достаточно жесткие действия государства по отношению к ОАО «ЮКОС». Как ни странно, агрессивная деятельность общества просто не оставила руководству страны выбора. И вот почему.

Мы не будем рассматривать проблемы, которые увязываются с переходом компании в собственность иностранных инвесторов, а также некорректное финансирование политических партий. Это отдельная тема для разговора. Проблемы видятся несколько в другом аспекте.

В последнее время крепнущая Россия пытается решить для себя ряд важных геополитических задач, как со своими ближайшими соседями (Китаем, странами Прибалтики и СНГ), так и с развитыми государствами мира. В частности, на Дальнем Востоке у нас фактически существует опасность отторжения части малозаселенных территорий в пользу более экономически могущественного и многочисленного государства - КНР.

В свете последних деклараций китайского руководства эта опасность еще более усиливается. Так, осенью 2003 года правительство КНР громко заявило о том, что в ближайшие 20 лет страна увеличит свой ВВП в четыре раза, то есть он достигнет уровня 4 триллионов долларов США (в 2003 году российский ВВП составит около 350 млрд. долларов). Одновременно вырастет и население КНР до 1,3 млрд. человек.

Конечно, декларация о намерениях мало чего стоит, если она не подкреплена хорошей материальной базой. И рост китайской экономики может замедлиться в ряде случаев, в том числе из-за дефицита энергоносителей, таких как нефть, газ и т.д.

В этой связи особую геополитическую значимость для КНР приобретает проект по строительству магистрального нефтепровода «Ангарск-Дацин». В случае его реализации произойдет ускоренное экономическое развитие северных территорий КНР. Впоследствии именно они и станут базой для более массированной экспансии китайцев в направлении российских территорий.

И здесь представители ОАО «ЮКОС» в принципе действуют не в интересах государства. Ведь фактически с их подачи возник не только сам проект «Ангарск-Дацин» (хотя имеется правительственное альтернативное направление поставки нефти «Ангарск-Находка»), но и усложнилась и без того непростая ситуация в российско-китайских отношениях. Дело дошло до того, что руководство КНР напрямую увязывает строительство данного нефтепровода с решением ряда проблем в наших межгосударственных отношениях.

Очень похожая ситуация складывается со странами Прибалтики. Там Россия с помощью регулирования объемов транзита нефти (до 20-25% доходной части бюджетов прибалтийских стран формируется за счет транспортировки и перегрузки российской нефти), пытается решить ряд проблем, в том числе и связанных с проживающими там нашими соотечественниками. И здесь вместо поддержки государственной политики ОАО «ЮКОС» увеличивает поставки своей нефти через Прибалтику. Что еще можно сказать?

Пенсионная реформа

Если вновь вернуться к делам нашим скорбным, то нельзя не отметить, что в результате локального кризиса имеются и пострадавшие. От падения фондового рынка в значительной мере пострадали портфельные инвесторы. При этом в большей степени понесли потери паевые инвестиционные, а в меньшей - негосударственные пенсионные фонды.

Потери ПИФов объясняются просто. Их активы на 90% состояли и состоят из ценных бумаг наиболее ликвидных эмитентов (иностранцы их еще называют «голубые фишки»). К ним до последнего времени относились все те же ОАО «ЮКОС», ОАО «ЛУКОЙЛ», ОАО «Сибнефть, ОАО «Ростелеком», ОАО «Татнефть» и т.д.

В результате снижения курсовой стоимости акций вышеперечисленных компаний, ПИФы (согласно имеющейся отчетности) в течение последних десяти дней октября потеряли до 15-18%, а то и более стоимости своих активов. А так как сами паевые фонды не являются юридическими лицами, а, по сути, представляют собой имущественные комплексы физических лиц, то в целом пострадали более сотни тысяч российских граждан.


Старушка

НПФ понесли меньшие убытки, в основном за счет большей диверсификации активов. Там значительную долю составляют банковские депозиты, вложения в недвижимость и т.д. Но все же и они по истечению 2003 года покажут не очень радостные финансовые результаты. Участники пенсионных фондов получат приращения по своим вложениям не более 9-10% годовых (официальный прогноз инфляции - 12%), так как основную прибыль они все же черпали за счет арбитражных операций на фондовом рынке.

Снижение доходности паевых инвестиционных и негосударственных пенсионных фондов может не только вызвать проблемы у их пайщиков и участников, но сказаться и на результатах проводимой в стране пенсионной реформы. Не секрет, что все 55 управляющих компаний, победивших в конкурсе на право работать с накопительной частью пенсии, кроме всего прочего, управляют не менее чем двумя-тремя ПИФами (а именно они по своей структуре наиболее близко стоят с механизмом размещения накопительной части пенсий) и одним-двумя НПФ.

Неудачи управляющих компаний могут вызвать сомнение в их компетентности. Это, в свою очередь, скажется на количестве граждан, которые решат доверить свои накопительные частями пенсии негосударственным структурам.

По прогнозам аналитиков, ситуация на российском фондовом рынке будет находиться в таком подвешенном состоянии еще не менее 2-3 месяцев. В дальнейшем, конечно, ситуация улучшится, но все же прошедшие события должны стать своего рода уроком для многих (в данном случае мы не берем во внимание олигархические структуры). И всем надо понимать, что кризисы в рыночной экономике - это естественное и закономерное явление, но именно они не только устраивают встряску для всей экономики государства, но и являются стимулом для дальнейшего его развития.

Виктор Прохоров

Рекомендуем почитать