В 2012 году в рамках ТИМ «Бирюса» состоялся проект «Красноярский креативный кампус». На данный момент это одна из самых серьезных попыток разработать бренд территории. Четыре десятка молодых людей совместно с экспертами обсуждали множество идей. Итогом пяти дней работы стали три концепции:
- Красноярск — глобальный город
Красноярск как член клуба глобальных городов. Место, где соединяются современные технологии, инвестиции, люди, энергия и природные ресурсы для глобальных проектов. В рамках этой концепции даже появился слоган: «Действуй глобально». - Красноярск — сердце Сибири
Эта идея исходит из того, что сердце — это критически важный орган, источник жизненной динамики. Город таким образом становится сосредоточением финансовых, ресурсных и людских потоков. Большой акцент в этом варианте делается на значение как массового, так и профессионального спорта в жизни города. - Красноярск — мегаполис в тайге
Эклектичное соединение сибирской природы и современного технологичного города. Непосредственная доступность уникальных природных объектов («Столбов», Енисея и др.) в сочетании с современным сервисом мегаполиса могут и должны стать преимуществом для туристов, переселенцев и деловых партнеров.
Красноярск — город осетра
В 2013 году во время онлайн-конференции с Эдхамом Акбулатовым неравнодушный горожанин выступил с идеей сделать брендом Красноярска осетра. Мол, пиар города нужно строить на царь-рыбе и имени Астафьева. Это принесет Красноярску дополнительную известность и привлечет в город туристов.
«Красноярску нужен свой бренд. Это принесет и славу, и деньги. Уже разобрали Колобка — он где-то родился, и Бабу-Ягу, и Деда Мороза. У нас есть свой бренд — осётр, есть Астафьев. Почему бы не сделать День осетра брендом города для привлечения туристов?» — так рассуждал красноярец.
Глава города не стал отрицать, что Красноярску нужен бренд, но поостерегся в этом вопросе излишней спешки. И еще вспомнил старое русское слово «вече» — по мнению Эдхама Акбулатова, именно так, всем городом, нужно решать, что или кто будет взят за основу бренда Красноярска.
Красноярск — город «Столбов»
Мысль о том, что в основе бренда Красноярска должна лежать одна из городских (а иногда и краевых) достопримечательностей, не нова. В дискуссиях по этому поводу звучат такие «кандидаты» как Енисей, часовня Параскевы Пятницы, Красноярская ГЭС, СФУ и даже чудо архитекторской мысли — железнодорожный мост.
Однако кандидат № 1 в списке — это «Столбы». Те, кто ратует за заповедник, обычно приводят следующие, вполне понятные, аргументы. Красноярские скалы уже хорошо известны за пределами региона, поэтому больших вложений в рекламу не потребуется. Плюс, строить имидж города на сибирской природе гораздо лучше, чем на развитой промышленности.
К слову, эта идея находит поддержку и у чиновников.
Красноярск — город культуры
С идеей подойти к брендингу города с точки зрения культуры выступила кандидат философских наук, доцент кафедры искусствоведения Гуманитарного института СФУ Мария Тарасова. Она исходит из того, что первоочередная задача брендинга территории — сделать ее привлекательной для тех, кто здесь живет. И уже после — заинтересовать кого-то со стороны, извне. Решать эту задачу культуролог предлагает с помощью арт-брендинга, который очеловечивает имидж территории.
«Интересно отметить, что Красноярск знал эпохи, когда имидж города формировался преимущественно средствами культуры и искусства. Например, в 1970-х годах развернулось масштабное строительство, представившее наш город как место интереснейшего архитектурного творчества. Красноярск определялся как изобретательный город, строящий различные места встреч с искусством. Каждое произведение искусства, существующее в крае, обладает способностью создания определенного имиджа территории. Часовня Параскевы Пятницы — репрезентация территории под покровом божественной благодати. Картины Сурикова презентуют Красноярский край как пространство, где рождаются гениальные творцы русского искусства. Здание культурно-исторического музейного центра на Стрелке позволяет увидеть территорию как готовую стать площадкой для взаимообмена культурными ценностями», — считает Мария Тарасова.
Бренд Красноярского края — это...
В вопросе брендинга территории Красноярский край, также как и город, не обделен вниманием. Время от времени появляются самые разные идеи того, что или кто должен стать неким символом региона.
Красноярский экономический форум
На тему «Зачем вообще региону нужен бренд?» маркетологи и рекламисты готовы рассуждать бесконечно. Но один из ответов, который звучит практически всегда — «Для привлечения на территорию ресурсов — и человеческих, и материальных». В этом смысле Красноярский экономический форум справляется с поставленной задачей лучше всех прочих «кандидатов» в бренды. А пример швейцарского Давоса, как минимум, заставляет задуматься о том, что экономический форум как бренд территории — не такая уж плохая идея.
Канский видеофестиваль
За идею сделать видео-фестиваль в Канске брендом региона активно ратовала экс-министр культуры края Елена Паздникова. Логика понятна: с каждым годом все больше иностранцев приезжают в край именно ради фестиваля. Подхватит ли эту идею новый руководитель минкультуры не ясно. Зато смело можно утверждать, что для Канска вопрос брендинга территории уже точно решен.
«Саянское кольцо»/ «Мир Сибири»
Уже после проведения первого фестиваля этно-музыки «Саянское кольцо» о нем заговорили как о новой визитной карточке региона. Возможно, фестиваль бы и стал таковой, не случись несколько лет назад история с его переименованием. Спустя три года после ребрендинга даже сами красноярцы не могут привыкнуть к новому имени и по старой памяти называют фестиваль в Шушенском «Саянским кольцом».
«Енисейская уха» и «Минусинские помидоры»
Брендинг территории — вопрос в России еще плохо изученный и от того, не всегда понятный. Возможно, именно поэтому слово «бренд» часто используется не по назначению, а связанные с ним идеи кажутся весьма странными. К примеру, премьер-министр региона как-то назвал брендом края фестиваль «Енисейская уха». А Александр Хлопонин высказывал мысль о том, что брендом территории вполне могут стать минусинские помидоры.
При всей спорности этих идей, есть у них и очевидный плюс — тут все предельно ясно с айдентикой. На кружках, футболках и календарях можно смело штамповать котелок на костре и «Бычье сердце».
Василий Суриков
Предложения использовать имя художника для брендирования территории — и города, и края — появлялись неоднократно. Как правило, звучат они накануне празднования дня рождения Сурикова или во время проведения мероприятий, носящих его имя.
Наталья Мороз специально для Newslab.ru