
С сентября 2024 года учащиеся начали осваивать шесть образовательных программ в рамках проекта «Профессионалитет», которые направлены на подготовку кадров в соответствии с запросами металлургической отрасли. В числе направлений — обучение крановщиков, электромонтеров, монтажников технических систем, а также специалистов в области производства черных и цветных металлов.

С первого курса техникума студенты активно развивают практические навыки и совершенствуют свои умения. Некоторые из них уже на этом этапе становятся обладателями корпоративных стипендий, а к третьему курсу могут рассчитывать на гарантированное место работы.
На практических занятиях учащиеся осваивают программы для автоматизированного проектирования, создавая чертежи, эскизы и технические спецификации. Это позволит им в будущем грамотно оформлять документацию в соответствии с установленными стандартами. Учащиеся металлургических направлений на лабораторных работах выполняют гравиметрические и спектральные анализы.
«Мы приобретаем знания, которые помогут нам быстро адаптироваться на рабочем месте в будущем. Мы осваиваем специализированные программы и проходим профильные курсы, что значительно облегчит нашу работу в РУСАЛе. Например, прямо сейчас я занимаюсь расчетами потерь тепла анодного блока электролизера на основе вводных данных. Эти вычисления на реальном производстве позволяют сэкономить время при замене блока, что дает существенное преимущество.», — поделился студент первого курса Красноярского индустриально-металлургического техникума Яркошев Матвей.

Во время обучения студенты имеют возможность применять свои знания и умения не только на практике, но и на различных соревнованиях. Например, на чемпионате «Профессионалы», который является частью федерального проекта, молодые специалисты соревнуются в различных профессиональных направлениях. Одной из таких компетенций стала «Цифровая металлургия», объединившая навыки IT-специалистов и инженеров-металлургов. Участники работали над созданием цифрового двойника и его компонентов. Несмотря на сложность задачи, студенты отлично справились, что удивило и порадовало экспертов.
«Цифровой двойник — это не просто система автоматизации, а гораздо более глубокая технология. Участники проектировали элементы процесса замены анодного блока — одной из самых сложных и частых операций. Ребята создавали модель распределения газовых потоков и проводили расчеты в специализированных программах. В дальнейшем эти наработки будут объединены и внедрены в производство», — рассказал представитель ассоциации «Молодые металлурги» Александр Власов.

Техникум выступает ключевым центром подготовки специалистов для металлургической отрасли в рамках федерального проекта «Профессионалитет» национального проекта «Молодежь и дети». В 2024 году учреждение значительно улучшило свою материально-техническую базу: были отремонтированы и оснащены передовым оборудованием мастерские и лаборатории, полностью соответствующие производственным стандартам. В учебных помещениях теперь установлены такие же приборы, как и на реальных предприятиях: спектрометры, муфельные печи, дозаторы и другие устройства.
«Я искренне впечатлена тем, что мы сегодня увидели. Техникум преобразился: классы модернизированы, установлено современное оборудование, а главное — видно, что студенты заинтересованы в работе у нас. Это огромный шаг вперед, и проект „Профессионалитет“ как раз предполагает системную работу, где все стороны объединяются для достижения общей цели. Для нас эта цель — подготовка квалифицированных кадров, которые быстро адаптируются на производстве, получат трудоустройство и будут развивать не только наши предприятия, но и города», — директор департамента по развитию персонала и корпоративной культуре РУСАЛ Мария Деревлёва.

На обновление образовательной инфраструктуры было выделено 180 миллионов рублей, включая 100 миллионов из федерального бюджета, 50 миллионов из краевого и 30 миллионов от партнеров.
Главное преимущество новой модели обучения — возможность для студентов освоить профессию в короткие сроки и получить гарантированное трудоустройство. Работодатели активно вовлечены в процесс: они помогают формировать учебные программы и участвуют в практической подготовке будущих специалистов.
«Федеральный проект „Профессионалитет“, к которому Красноярский край присоединился в 2023 году, уже принес значительные результаты. С одной стороны, это обеспечение реального сектора экономики края востребованными кадрами, а с другой — активное вовлечение работодателей и индустриальных партнеров в процесс обучения специалистов. Преподаватели и мастера производственного обучения одновременно работают на производстве и в учебном заведении, что обеспечивает высокий уровень подготовки студентов. Мы стремимся к „бесшовному“ переходу выпускников из системы образования на производство. Это позволяет им быстро адаптироваться и включаться в рабочий процесс», — рассказала министр образования Красноярского края Светлана Маковская.

Металлургический кластер объединил такие предприятия, как Красноярский и Богучанский алюминиевые заводы, Красноярский металлургический завод, литейно-механический завод «СКАД», Ачинский глиноземный комбинат, а также компании «Инжиниринг Строительство Обслуживание» в Ачинске и Красноярске, и ООО «Ачинский цемент». По прогнозам, к 2026 году число студентов, обучающихся по программам кластера, увеличится до 700 человек.
Подготовка будущих металлургов «под ключ» ведется не только в Красноярском индустриально-металлургическом техникуме, но и в Ачинском колледже отраслевых технологий и бизнеса, а также в Дивногорском гидроэнергетическом техникуме.
В ближайших планах техникума — создание на базе современных лабораторий и мастерских «исследовательского полигона» для студентов. Здесь они смогут разрабатывать и внедрять проекты в металлургической отрасли, проводить исследования по запросам предприятий-партнеров, а также обучаться на учебно-производственном комплексе по направлениям: металлообработка, производство металлоконструкций и автоматизация технологических процессов.

Федеральный проект «Профессионалитет», включенный с 2025 года в национальный проект «Молодежь и дети», стал движущей силой масштабной модернизации системы среднего профессионального образования. Инициатива, запущенная по предложению президента России Владимира Путина, направлена на повышение уровня трудоустройства выпускников колледжей до 95 % и устранение кадрового дефицита на предприятиях страны.
Отметим, развитие среднего профессионального образования находится на особом контроле губернатора края Михаила Котюкова. В 2025 году началась реализация регионального проекта «Профессионалитет для всех». Его цель — масштабировать успешные практики федерального проекта. На эти цели из краевого бюджета выделено более миллиарда рублей.