
Артерии Великой Отечественной
Роль железной дороги в Великой Отечественной войне невозможно переоценить. Она объединяла всю страну и работала за пределом возможностей: военные эшелоны шли со скоростью курьерских поездов, не было ни одной минуты перерыва. Именно стальные магистрали обеспечивали снабжение армии и все необходимые перегруппировки войск и техники.
Неоценима роль железнодорожников в спасении промышленности в первые полтора года войны. За этот короткий срок удалось вывезти из фронтовой и прифронтовой полосы оборудование почти 3 тысяч заводов и фабрик, эвакуировать 25 миллионов человек.
Всё это перемещалось по магистралям в глубокий тыл, в том числе в Красноярск — только в нашем крае станции КрасЖД приняли 42 эвакуированных предприятия. И это позволило в кратчайшие сроки восстановить военный и промышленный потенциал.
За годы войны красноярские железнодорожники отправили на фронт 56 паровозных бригад и 139 локомотивов — почти половину инвентарного парка. Довелось красноярским железнодорожникам водить поезда и под обстрелами на передовой.
В 1943 году на магистрали было сформировано военно-эксплуатационное отделение из 950 человек для восстановления освобожденных дорог в прифронтовой полосе. Фактически, это был передвижной военный лагерь. В его состав вошли жилые вагоны, пекарня, кухня, баня, медпункт и платформа для автотранспорта.

Железнодорожники невиданными для мирных дней темпами ремонтировали путь, восстанавливали средства связи, пункты водоснабжения и прочие объекты. Двигаясь вслед за нашими наступающими войсками, они участвовали в освобождении Конотопа, Бахмача и Щорса, Житомира и Черновиц, Бердичева и Варшавы. Благодаря помощи красноярцев, уже на пятый день после освобождения столицы Польши, Варшавский железнодорожный узел принимал и отправлял поезда.
Вместо ушедших на войну мужчин на Красноярскую дорогу пришло более 7 тысяч женщин, быстро освоивших профессии машинистов и помощников машинистов, кочегаров, токарей и слесарей, осмотрщиков вагонов и др. На жд предприятия, заменяя ушедших на фронт, пришли и подростки.
Трудились без сна и отдыха, по 2-3 смены подряд. Одним из юных железнодорожников был будущий писатель Виктор Астафьев. Он окончил железнодорожное ФЗО в Красноярске, был составителем поездов на станции Базаиха. В 1942 году, 18-летним, ушел добровольцем на фронт, хотя как железнодорожник имел бронь.
Фронт в тылу
Красноярские железнодорожники в глубоком тылу работали по военному графику, введенному 24 июня 1941-го, на третий день войны. Это означало первоочередное продвижение воинских эшелонов, максимальное использование пропускной способности линий и четкую работу станций.
С августа 1941 по февраль 1942 года в Красноярский край прибывали эвакуированные заводы. Станки, моторы, оборудование быстро и почти вручную разгружали на станциях Злобино, Базаиха, Абакан, Канск...
В первый год войны перевозка пассажиров по сравнению с 1940 годом увеличилась в 1,8 раза, а среднесуточная сдача груженых вагонов составляла 1830 вагонов вместо довоенных 630. И это в условиях, когда в распоряжение Красной Армии были направлены самые мощные паровозы КрасЖД. Отсюда на фронт уходили составы из исправных вагонов, а взамен приходил поврежденный и аварийный порожняк, который оперативно ремонтировался.
С августа 1941 года начали прибывать военно-санитарные поезда. За годы войны их принимали в Красноярске более 1000 раз, железнодорожники выгрузили вручную 130 013 раненых.
В локомотивных депо Красноярска и станции Иланская наладили производство оружия и боеприпасов: мин, снарядов, минометов и огнеметов. Выпускали и поезда особого назначения — санитарные, танкоремонтные.

Еще одна страница военной истории железной дороги: бронепоезда. На 22 июня 1941 года Красная Армия имела 53 бронепоезда, в начале войны по всей стране началось спешное оборудование бронепоездов, они должны были заменить танки, производство которых только разворачивалось на заводах Урала и Сибири. На обычные вагоны навешивали бронеплиты, устанавливали орудия и пулеметы.
Красноярский паровозовагоноремонтный завод выдал фронту две рельсовые крепости: «Красноярец» и «Енисей». Они тоже помогли приблизить Победу!
Никто не забыт
Красноярские железнодорожники бережно хранят память о тех, кто не вернулся с войны. Им посвящены по-настоящему народные мемориалы — они есть на станциях, в депо, на привокзальных площадях.
Так, один из мемориалов создан к 30-й годовщине Победы. Он находится на территории пассажирского вагонного депо Красноярск. На монументе — изображение ордена Великой Отечественной войны и надпись «1941 — 1945. Помните, люди, о тех, кто ценой своей жизни Родину спас». Здесь же выбиты имена 62-х сотрудников депо, не вернувшихся с войны.

Свой мемориальный комплекс есть и у локомотивного депо Красноярск. Его автором является художник, машинист-инструктор депо Николай Худенёв. В центре созданной им композиции — бетонная стела, отделанная мрамором с табличками, на которых 48 фамилий машинистов, отдавших жизнь за Победу.

В Уяре есть особый мемориальный комплекс — «Танк Победы». Он был построен на пожертвования железнодорожников в 80-е годы прошлого века в память о событиях военного 1943-го года, когда работники станции Клюквенная (прежнее название станции Уяр) добровольно собрали средства на создание танковой колонны. Сегодня этот мемориал — один из символов города Уяра: пассажиры видят его из окон поездов, следующих по Транссибу.

Поезд Победы
В год 80-летия Победы Красноярская железная дорога впервые отправила Поезд Победы по праздничному маршруту с остановкой на пяти станциях — Боготол, Ужур, Саянская, Абакан и Красноярск.

Юбилейный состав представлял собой передвижную экспозицию, состоящую из легендарного паровоза «Лебедянка», платформ с военной техникой, вагона-теплушки и вагона-сцены для артистов агитбригады. Полноценный образ воинского эшелона дополнила и паровозная бригада, для которой специально сшита форма машинистов 40-х годов.
Интернет-газета Newslab. Фотографии КрасЖД