Вопросов два — почему проигравшие молчали о нарушениях в день выборов (в круговую поруку и возможность каждому заткнуть рот не верится) и не стоило ли заранее побеспокоиться о чистоте собственных рядов. А то ведь, если разобраться — на зеркало пеняете, господа...
Напомним, в Заксобрание Красноярского края прошли единоросы, ЛДПР, КПРФ, «патриоты» и «Справедливая Россия». До пятипроцентного барьера не добрались «Партия возрождения села» «Коммунисты России», «Яблоко», «Родина» и «Женский диалог».
На самом деле «раскладка» местного парламента была совершенно предсказуема. «Единая Россия» собрала в своих рядах действительно крупных политических тяжеловесов — выборы лишь подтвердили статус партии большинства. И заметьте, изначально у единоросов были не такие уж и хорошие стартовые позиции — в прошлом году, к примеру, я бы вряд ли поставил на эту лошадку. А выборы в Горсовет 2013 года, когда «медведи» допустили «патриотов», вообще можно было считать практически поражением. Но ведь оправились, восстановили народное доверие.
Аналитик Александр Чернявский считает, что в то время, когда остальные «отдыхали», «Единая Россия» упорно готовилась к выборам — предвыборная кампания для них началась, по сути, еще в 2015 году. И уж кто бы что ни говорил про «междусобойчик» в виде праймериз, эта процедура оказалась эффективной. В партии появились новые лица, за которых действительно голосовали совсем «не единоросы».
С котом наперевес
В похожей ситуации были и красноярские «соколы Жириновского». Ряд скандалов в местном отделении ЛДПР даже при всей харизме самого Владимира Вольфовича не мог вызвать доверия избирателей. Но выбрались же — с приходом нового старого координатора Сергея Натарова полтора года назад у красноярского ЛДПР началась новая жизнь. В партию потянулись молодые, амбициозные, образованные люди.
К слову, «свежая кровь» оказалась с не менее протестными настроениями, чем те, кто сейчас сидит у разбитого корыта и плачется на несправедливость и фальсификации. Заявили о себе бодро и весело — чего стоит только слоган Глискова про кота и ЛДПР. Смешно, но ведь сработало.
Кстати, по словам Чернявского, либерал-демократам в этот раз даже удалось перехватить часть голосов «патриотов». КПРФ вместе с «эсерами» заняла третье место вполне заслуженно. Тут хоть и нет таких ярких личностей, зато много людей с толстым кошельком. Это, конечно, у кого-то (наверное, у тех, кто не прошел?) может навеять мысли о «покупке» голосов. Но опять же — предоставьте доказательства.
Обиженные и оскорбленные
Теперь о грустном, а точнее, о грустных. Об объединении проигравших и письме Путину. Странным и разноцветным получился этот союз — тут и простоватые мужички, и девушки из «Женского диалога».... К ним примкнули даже «патриоты», хотя формально они и не проиграли — одно из 52 кресел в краевом парламенте им всё же досталось.
Впрочем, не мудрено: вся их предвыборная кампания была построена именно на этом — «обидели, не пустили, притесняют»... Но если вдуматься — что команда Анатолия Быкова представляет из себя без своего лидера? Да ровным счетом ничего.
Доказательств полно — посмотрите на Горсовет, где у «патриотов» поначалу было все — голоса, возможности, поддержка населения. Казалось бы — работай на благо народа, принимай законы, помогай людям, зарабатывай политические очки. Нет, за большинством депутатов-«патриотов» тянется шлейф нехороших историй.
Например, Сергей Суртаев — самый молодой депутат в Красноярске — запомнился тем, что бегал от военкомата и хитрил с декларациями. Лидер фракции Иван Серебряков мэрию исправно ругал, но в итоге ничего дельного так и не предложил. Другие «патриоты» то сбегали из партии, то откровенно предавали партийные интересы... Что уж тут говорить — по ряду ключевых вопросов в Горсовете они даже голосовали вразнобой.
Конечно, можно возразить — ведь в Заксобрание хотели прийти другие «патриоты». Другие, но суть у них одна и та же. И дело вовсе не в том, что среди баллотировавшихся от «патриотов» были и судимые за нанесение побоев, и за другие не очень хорошие дела.
Главное — среди них почти не было ни одного профессионала своего дела, узнаваемого и уважаемого многими. Ведь какими бы ни были рекламные лозунги — судят прежде всего по делам. А дел у быковцев пока в достатке лишь судебных.
Максим Задорнов