Фастфуд и гостиница в квартирах
Заниматься бизнесом я начал в Лесосибирске, где родился и вырос: в начале двухтысячных был спрос на аренду дешевого жилья — открыл небольшую гостиницу в квартирах. Позже стал заниматься фастфудом; давно был интерес к сфере питания, тем более, мест, где можно было дешево и по-быстрому перекусить, у нас в городе тогда практически не было. Несколько точек быстрого питания мы с партнерами успешно запустили, но со временем увидели, что можно сэкономить, закупая продукты у других поставщиков по более низкой цене (появился выбор), чем мы и воспользовались. Конечно, это сказалось на качестве нашего фастфуда — оно заметно упало, причем этот момент мы как-то проморгали. Точки в итоге решили закрыть.
Затем я сменил несколько работ (далеких от сферы питания), но мысль о своем деле не давала покоя. Выбор пал на производство суши и роллов. Конечно, мы понимали, что этот рынок в целом перенасыщен, тем более в небольшом Лесосибирске, но просчитали затраты на производство, прикинули конечную цену и поняли, что сможем конкурировать.
Ученик сушиста
Чтобы изучить технологию приготовления суши и роллов, я поехал в Красноярск и около полугода работал в различных заведениях Красноярска, которые специализировались на этих блюдах. В основном там работала молодежь, а мне на тот момент уже было 37 лет, так что устроился я не с первого раза. Пока учился и набирался опыта, смотрел на этот бизнес изнутри, сравнивал конечный продукт в разных компаниях — но всегда со стороны потребителя, а не продавца, и понял важную вещь. Меня как покупателя часто не устраивал размер и вес классического ролла — 190-230 г. Как по мне, если ты платишь немаленькие деньги, то, соответственно, должен получить большую порцию и гарантированно остаться сытым.
Поэтому, когда запускали собственное производство, изначально делали ставку на большой вес порции. Сегодня килограмм наших роллов стоит около 700 рублей. Роллов весом меньше 300 г у нас в меню в принципе не существует, а максимальный вес доходит до 430 г. Цена же за одну штуку стартует от 350 рублей.
Рис всему голова
Больший размер наших роллов и суши диктует и особенную технологию скручивания. Если бы мы делали всё по классике, то роллы (с учетом большего количества риса) у нас получались бы непропорциональными — длинными и узкими, поэтому путем проб и ошибок мы выработали свою методику. В результате роллы выглядят привычно, и ингредиенты в них в нужных пропорциях, но при этом они больше и тяжелее.
Отдельный вопрос — качество риса. Когда я в Красноярске учился делать суши и роллы, то обычно его готовили в специальной рисоварке около 45 минут. У нас же он «отдыхает» до двух часов, да и сорта мы используем другие. Так, популярный краснодарский (как и вьетнамский) не дает ни нужного вкуса, ни текстуры: т. е. ты ешь ролл и понимаешь: вот рыба, вот сыр, а рис — это просто рис.
С начала запуска производства мы пробовали разные виды риса, выбирали лучший. Вот недавно дегустировали китайский — сейчас работаем с ним. Те клиенты, кто его пробовал, не раз отмечали, что у него есть собственный неповторимый вкус, который интересен сам по себе и не особо нуждается в яркой добавке в виде соевого соуса.
Контроль качества
Уверен, что на рынке общепита можно задержаться только при наличии своей особой «фишки»: в нашем случае это увесистые, а главное, вкусные роллы и суши. Мы не жадные и на качестве не экономим. Если вы покупаете 1 кг риса в обычном магазине, то цена на разные сорта заметно отличается, и вы десять раз подумаете, стоит ли переплачивать. А для нас, при больших объемах, переплата будет не особо заметна, поэтому и цену повышать мы не будем.
Но даже если у вас конкурентное преимущество, необходимо постоянно следить, чтобы качество конечного продукта оставалось на высоком уровне. Я вспоминаю печальный опыт с точками фастфуда, которые нам пришлось закрыть и, к сожалению, вижу, что многие компании идут тем же путем. Играют с ингредиентами, пытаясь на них сэкономить, но покупателя не обманешь. Если взять какое-нибудь популярное заведение, то часто можно увидеть, что тот самый ролл, который они делали 4 года назад, будет заметно хуже нынешнего.
Рост вширь
ул. Белинского, 14
Тел.: +7 933 322-91-21
Соцсети: vk.com/sushiroom24
instagram.com/_sushiroom_
В Лесосибирске, как в и любом небольшом городе, рынок суши и роллов в любом случае имеет свой потолок, после которого вам нужно либо менять направление деятельности, либо переезжать в мегаполис и заниматься тем же самым, но уже в другом масштабе. Главная наша задача сейчас — нарастить объем оборотных средств, чтобы выйти на рынок Красноярска (ориентировочно в 2021 году) и открыть там 5-6 филиалов, не привлекая при этом заемные средства на аренду: площади под производство для дальнейшего роста бизнеса выгоднее будет приобрести.
С этой целью в Лесосибирске мы арендовали помещение площадью 120 кв. м — делаем ремонт, закупаем новое оборудование. Кроме того, активно работаем над созданием сайта (пока что работаем только в соцсетях) и мобильного приложения.
Отдельное направление работы — поиск новых видов суши и роллов, которые можно добавить в меню: смотрим, что у себя на сайтах и в соцсетях предлагают интересные российские и зарубежные компании, что-то берем на заметку, адаптируем под собственные потребности.
Важно, что государство тоже помогает развивать малый бизнес. Так, этой осенью мы участвовали в тренинге «Азбука предпринимателя» в Лесосибирске, организованном краевым Агентством развития бизнеса. Позвонили из администрации Лесосибирска и предложили поучаствовать. Это полезное мероприятие для тех, кто хочет начать свой бизнес.
Тел.: +7 (391)265-44-32
E-mail: info@agpb24.ru
Сайт: agpb24.ru
В течение трех дней проходили семинары, лекции, где можно было получить консультацию по самым разным вопросам, начиная с выбора системы налогообложения и заканчивая созданием бизнес-плана. Удобно, что Агентство предоставляет еще и бухгалтерские и юридические услуги — для начинающего ИП и ООО это неоценимая поддержка.
Похудей и научи
В отдаленных планах у меня — создание центра похудения в Красноярске. Впервые эта идея пришла ко мне тогда, когда я сам столкнулся с проблемой лишнего веса: в 2014 году я весил 105 килограмм при росте 1 м 68 см. Начал изучать тему правильного питания, пробовал разные диеты — учился готовить полезные блюда и считал калории.
Помню, что одна популярная диета предлагала различные порошки, которые нужно было смешивать в шейкере и принимать по графику. Я ее тоже решил попробовать, но затем посчитал и прикинул, что такое питание обойдется в 40-50 тысяч в месяц; если же буду готовить сам, то не больше 15 тысяч. в месяц. В итоге решил справиться с этой проблемой самостоятельно — методом проб и ошибок.
Когда увидел первые результаты, к моей импровизированной программе похудения присоединился племянник из Красноярска — он приехал ко мне в гости в Лесосибирск, и теперь мы худели уже вместе — не только правильно питались, но и посещали спортзал. Через полгода я похудел до 68 кг. Сейчас вес немного прибавился, но остается в пределах нормы. Племянник же при росте 1 м 72 см весил 127 кг — сбросил до 82 кг.
Так родилась концепция Центра похудения и здорового питания, в котором человек мог бы получить консультацию у диетолога, сдать все необходимые анализы у врача и выбрать себе полезный и вкусный завтрак, обед и ужин. Своего рода диетическая столовая, где всегда помогут советом и окажут необходимую поддержку — это особенно важно, когда вы боретесь с любой вредной привычкой.
Опять же, по аналогии с бизнесом по продаже суши и роллов: я привык смотреть на любое дело с позиции потребителя — в такой центр я приду, только если буду знать, что его открыл человек, который сам смог добиться результата и похудеть. У меня это получилось.