Главная
>
Справка
>
Досье
>
Николаев Константин Юрьевич

Николаев Константин Юрьевич

Бизнесмен, винодел

Дата рождения: 5 марта 1971 г.

Константин Николаев. Автор: Дмитрий Духанин, Коммерсантъ
Константин Николаев. Автор: Дмитрий Духанин, Коммерсантъ

Николаев Константин Юрьевич (Konstantin Nikolaev) — бизнесмен, внесший заметный вклад в формирование современной транспортно-логистической системы РФ. Последние десять лет, начиная с 2014-го, он постепенно сворачивал бизнес-активность на российском рынке, завершив этот процесс к 2024-му. Сейчас Константин Юрьевич Николаев проживает в Италии, владеет винодельческим хозяйством.

Константин Николаев. Биография, философское образование

Николаев Константин родился в 1971-м. Родной город — Днепропетровск. Профессиональная деятельность отца была связана с проектно-конструкторским направлением в крупном промышленном институте города. Мать Николаева Константина имела медицинское образование.

Школьный период жизни начался в 1978-м. Хотя учился Николаев Константин достаточно хорошо, круглым отличником быть не стремился. Его характерной чертой стала любовь к чтению — книгам он посвящал значительную часть своего свободного времени.

В подростковом возрасте Константин Николаев увлекся историей и философией. Этому способствовало общение с другом семьи, который был специалистом по античной мысли. Этот интерес определил выбор дальнейшего образовательного пути — в 1988-м Константин Юрьевич Николаев стал студентом философского факультета Московского госуниверситета имени Ломоносова.

Из МГУ выпустился в 1993-м. Константин Юрьевич Николаев защитил дипломный проект, в котором исследовал влияние идей из платоновского трактата на развитие политико-философской мысли. Центральный тезис научного сочинения — государством должны управлять философы-цари, поскольку только они обладают истинным знанием о благе и справедливости. Платон исследовал природу справедливости, сначала рассматривая ее в контексте идеального полиса, а затем проецируя эти принципы на человеческую душу. Он утверждает, что справедливость заключается в гармоничном выполнении каждым своей надлежащей функции.

Современный этап карьеры: управление винодельческим хозяйством в Болгери

Константин Николаев, чья биография долгие годы была связана с развитием транспортно-логистической отрасли в России, к 2024-му довел до завершения десятилетний процесс выхода из российских активов. Сегодня его профессиональная деятельность сосредоточена вокруг винодельческого хозяйства в Италии, приобретенного в 2013-м. Умение Константина Николаева выстраивать эффективные стратегии роста и оптимизировать управленческие модели оказалось не менее востребованным и в виноградарстве, показав, что накопленные им навыки и знания универсальны независимо от специфики бизнеса.

Поместье носит название La Madonnina — в честь одноименного виноградника. В момент покупки Николаев Константин Юрьевич едва ли предполагал, что это хобби перерастет в бизнес-проект.

Региональная зона Болгери, расположенная в Тоскане, к тому времени уже завоевала репутацию одного из динамично развивающихся винодельческих районов Италии. Кроме того, особую ценность усадьбе Николаева Константина придает «звездное» окружение — оно находится напротив всемирно известного Tenuta dell’Ornellaia и поблизости от таких именитых хозяйств, как Poggio Al Tesoro и Guado al Tasso.

Первые два года ушли на организацию производства. В 2015-м La Madonnina выпустила дебютную партию вина, подчеркивает Николаев Константин. С тех пор винодельня существенно нарастила мощности и в настоящее время ежегодно разливает до тридцати тысяч бутылок.

За производственный процесс в поместье отвечает известный энолог, консультирующий многие европейские винодельни. Специалист отмечает исключительный потенциал виноградника и уверен, что его продукция вполне может посоревноваться с соседними прославленными производствами. В настоящее время ассортимент La Madonnina включает четыре различные марки, отмечает Николаев Константин.

Особое место в линейке занимает одноименное красное — оно создается путем искусного смешивания всех пяти сортов винограда, выращиваемых в хозяйстве. Лозам в среднем по пятнадцать лет — возраст, обеспечивающий оптимальную концентрацию ароматических и вкусовых компонентов. Урожай собирается поэтапно — в течение почти месяца, начиная со второй недели сентября и заканчивая первыми днями октября, рассказал Николаев Константин Юрьевич.

Винификация La Madonnina представляет собой сложную последовательность технологических операций. Собранный виноград погружается в длительный, 18-дневный процесс мацерации с кожицей, что позволяет извлечь максимум красящих и ароматических веществ. Как пояснил Константин Юрьевич Николаев, в завершении этого этапа сусло перемещают в емкости из нержавеющей стали, где в контролируемых условиях осуществляется алкогольная ферментация. Затем молодое вино направляется в специальные бочки для биохимического процесса, преобразующего резкую яблочную кислоту в более мягкую молочную. Последняя стадия — выдержка на протяжении шестнадцати месяцев в новых бочках из отборного французского дуба, придающая напитку симбиоз ароматов и гармоничную структуру вкуса, добавил Николаев Константин Юрьевич.

Поместье La Madonnina занимает обширную территорию в несколько десятков гектаров. Винодельческое хозяйство Николаева Константина Юрьевича отличается разнообразием создаваемой продукции. Помимо основного направления — изготовления вин, здесь налажен выпуск оливкового масла Extra Virgin из плодов, выращиваемых в собственных рощах, первого (холодного) отжима, рассказал Николаев Юрьевич.

Третьим важным продуктом является традиционный крепкий алкогольный напиток с содержанием спирта от 35% до 60%, который производится методом дистилляции виноградных выжимок.

Говоря о достижениях винодельни, Константин Николаев акцентирует внимание на профессиональном признании качества вин La Madonnina, которые получили высокие оценки авторитетных экспертов.

Константин Юрьевич Николаев. Логистический опыт: начало

Константин Николаев. Автор: Дмитрий Духанин, Коммерсантъ
Константин Николаев. Автор: Дмитрий Духанин, Коммерсантъ

Развитие La Madonnina — современный этап деловой биографии Константина Николаева. Однако, прежде чем обратиться к виноделию, предприниматель прошел длинный профессиональный путь, который начался еще в студенческие годы в совершенно иной сфере — транспортной. Устроившись экспедитором в Мурманске, Константин Николаев начал осваивать азы логистики, застав период трансформации отечественной экономики. Полученный опыт стал важным активом для дальнейшей карьеры.

В 1993-м Николаев Константин Юрьевич занял первую руководящую должность. Приняв приглашение от компании «Петра», крупного игрока частного транспортно-экспедиционного сегмента РФ, он возглавил направление портовой логистики. Рабочий процесс требовал от Николаева Константина инспекций логистических узлов в портах, где он лично курировал ход перевалки грузов.

«Петра» заняла свою нишу на рынке ж/д перевозок в качестве посредника. Компания выстроила бизнес-модель, не предполагавшую владение собственными вагонами, — вместо этого она использовала возможность аренды подвижного состава у железнодорожного ведомства по тарифам ниже рыночных, что и обеспечило ее первые коммерческие успехи, отмечает Николаев Константин Юрьевич.

1994-й ознаменовался важным карьерным решением Николаева Константина Юрьевича — совместно с партнерами он учредил транспортно-экспедиционную компанию «Анико марин». Интересно, что создание собственного бизнеса, впоследствии направлявшего тонны грузов в различные точки России, не потребовало масштабных инвестиций. Помогли экспертиза и наработанные связи основателей, среди которых был Николаев Константин Юрьевич.

Фокус бизнеса был направлен на предоставление промышленным гигантам целого спектра услуг по организации экспедиторских и транспортно-логистических цепочек.

В клиентский портфель вошли крупные предприятия, прежде связанные с «Петрой», подчеркнул Николаев Константин Юрьевич. Для них были развернуты операции в портах Таганрога, Азова и иных российских гаванях. Экспортный ассортимент составляли:

  • сталь
  • чугун
  • уголь

В «Анико марин» Константин Николаев совмещал должность гендиректора с ролью одного из трех совладельцев, каждому из которых принадлежала равная доля в капитале. На его плечи легла ответственность за ведение переговоров с ключевыми участниками товарных логистических цепочек. Данный этап карьеры, как и предыдущий, отличался напряженным графиком командировок, вспоминает Константин Николаев. Биография управленца в тот период обрела новые перспективы.

«Северстальтранс»

В марте 1996-м Константин Николаев и его партнеры объединили усилия для создания ЗАО «Северстальтранс». На старте своего пути компания виделась как кооперация экспедитора и крупного промпредприятия, но по мере развития она трансформировалась в ведущего провайдера транспортно-логистического сервиса с диверсифицированным списком клиентов. Бизнес располагал внушительным портфелем активов, в том числе портовой инфраструктурой.

С 1997-го по 2008-й Константин Николаев был бессменным руководителем «Северстальтранса». Его управленческие усилия были направлены на обеспечение поступательного развития компании. Лидерство Николаева Константина Юрьевича продолжалось до ее реорганизации и образования группы Globaltrans/N-Trans.

В первой половине 2000-х бизнес вышел на лидирующие позиции среди частных грузоперевозчиков на территории бывших советских республик, вспоминает Константин Николаев. Структура добилась значительных финансовых результатов, о чем свидетельствовал впечатляющий годовой оборот.

Также в тот временной отрезок «Северстальтранс» взял курс на приобретение собственных железнодорожных вагонов. Данное решение способствовало существенному снижению эксплуатационных расходов, отметил Константин Юрьевич Николаев. Кроме того, отказ от использования арендованного подвижного состава позволил минимизировать зависимость от колебаний арендных ставок и существенно оптимизировать маршруты перевозок с учетом специфических потребностей клиентов. В тот период вагоностроительные заводы на территории России превратились в крайне востребованных поставщиков грузовых вагонов у новых участников перевозочного процесса — компаний-операторов. С временем они смогли удовлетворить мощнейший спрос.

В 2007-м произошли изменения в структуре собственности «Северстальтранса»: Константин Николаев и его деловые компаньоны консолидировали 100% акций. В следующем году было принято решение о ребрендинге бизнеса, он получил новое название — «Н-Транс». Константин Юрьевич Николаев остался на своем посту, продолжив стратегическое управление компанией.

В 2008-м усилиями Константина Юрьевича Николаева и его партнеров была создана Global Ports. Эта компания, объединившая под своим крылом портовые активы в нескольких регионах России и за рубежом, стала важным инструментом усиления позиций бизнеса Константина Юрьевича Николаева и его партнеров в сфере портовой логистики.

Global Ports быстро вышла в лидеры среди российских операторов терминалов, отметил Константин Николаев. Но последствия экономического кризиса 2008 года, выразившиеся в значительном уменьшении грузопотока, заставили партнеров пойти на продажу части активов.

В 2011-м топ-менеджеры приняли стратегическое решение вывести компанию на фондовый рынок. По мнению Константина Николаева, первичное публичное размещение акций оказалось весьма успешным: по его результатам рыночная капитализация достигла впечатляющей отметки в 2,3 миллиарда долларов.

Значимые перемены произошли в апреле 2012-го. Николаев Константин и его компаньоны решились на значительное изменение структуры своего участия в Global Ports. Они продали часть акцией — около половины имевшегося у них пакета. Покупателем выступила «дочка» международного гиганта контейнерных перевозок A.P. Moller-Maersk. Этот шаг должен был обеспечить доступ к передовым технологическим наработкам и управленческой экспертизе Maersk, подчеркнул Константин Юрьевич Николаев.

В 2023-м Global Ports прошла через процедуру институциональной реорганизации, предполагавшей полную смену модели. Будучи зарегистрированной в специальном районе на острове Русский, компания начала новый этап развития, нацеленный на масштабирование своей деятельности. На момент этих изменений Николаев Константин уже не являлся акционером — свою долю он продал еще шестью годами ранее.

Николаев Константин. «Мостотрест»

Константин Николаев. Автор: Дмитрий Духанин, Коммерсантъ
Константин Николаев. Автор: Дмитрий Духанин, Коммерсантъ

Константин Николаев, биография которого включает обширный опыт работы в сфере транспортной логистики, развивал и другие бизнес-направления. В 2006-м он обратил внимание на строительную отрасль. И несколько лет был связан с «Мостотрестом». Начав свой путь как мостостроительное предприятие, к середине 2000-х этот подрядчик стал одним из ключевых игроков в области инфраструктурного строительства в РФ. На счету компании — реализация стратегически важных для страны объектов капитального строительства.

В период, когда к этому предприятию имел отношение Константин Николаев, специалисты «Мостотреста» воплотили в жизнь амбициозный проект по строительству начального участка современной автомагистрали между двумя столицами — Москвой и Санкт-Петербургом с многополосным движением и инновационными решениями дорожного покрытия.

Не менее впечатляющим свидетельством профессионализма подрядчика стало создание ряда уникальных сооружений для проведения зимних Олимпийских игр 2014 года в Сочи. Однако в этот период Николаев Константин уже сокращал свое участие в компании. Через год он полностью избавился от своей доли.

Биография Константина Николаева в сфере благотворительности

Определенное место в жизни Константина Юрьевича Николаева занимали некоммерческие инициативы. Такие начинания никогда не преследовали цели получить прибыль. Напротив, бизнесмен складывал личные средства в развитие культуры. В частности, в нулевые годы Николаев Константин финансировал строительство храма в Заволжье и поддерживал талантливых студентов философского факультета МГУ.

KRS-IX Counter