
Учебно-методический курс для школьников под названием «ИдеАЛьные решения» разработала проектная команда некоммерческой организации «Лаборатория «Инженеры Будущего» вместе с педагогами школы № 149 при поддержке Благотворительного Фонда «Центр социальных программ» РУСАЛа.
Один из авторов программы Максим Турушев напомнил, что президент страны поставил задачу заняться ранней профориентацией подростков, чтобы к завершению школы они уже имели представление о том, чем хотят заняться. Разработанный красноярской командой проект направлен на школьников 5-11 классов — их планируют привлечь к занятиям инженерно-техническим конструированием.
«Образовательные курсы, разработанные на базе робототехнических наборов, познакомят школьников с циклом производства алюминия. Они получат возможность разработать собственные инженерно-технические решения производственных задач, которые мы будем ставить перед ними совместно с компанией РУСАЛ. Это привлечет внимание школьников к техническим специальностям», — отметил Максим Турушев.

Уже сейчас готовы профориентационные ролики, которые могут рассказывать о применении алюминия, его производстве и свойствах в доступной детям форме. Они позволят заинтересовать детей разных возрастов. Тем, кто придет на занятия, выдадут рабочую тетрадь с заданиями. В ней сейчас собран материал, рассчитанный на 32 занятия. Из них дети узнают о производстве алюминия, а также познакомятся с техническими специальностями, востребованными на заводах.
«Основная цель этого курса — познакомить детей с производственной линией РУСАЛа на примере занятий. Они узнают о проверке транспорта при заезде на алюминиевый завод, добыче, дроблении бокситов, производстве глинозёма, электролизе алюминия, сборе и транспортировке жидкого алюминия в заводских условиях и производстве конечного продукта», — пояснил разработчик программы.
Проект может быть реализован как с применением робототехники, так и без нее.

Уже в следующем учебном году этот проект предлагается масштабировать. Для этого разработчики планируют обучить работе с ним 50 педагогов из других школ. Все методические материалы им предоставят бесплатно. Это позволит вовлечь в изучение курса не менее 550 учеников.
Обратную связь о курсе разработчики планируют получить в рамках международного фестиваля по робототехнике, который пройдет в Красноярске весной следующего года. К нему планируется подготовить не менее 15 красноярских команд. Они примут участие в отдельном соревновательном направлении.
Если апробация пройдет успешно, уже через 1,5 года, в 2026–2027 учебном году, курс может войти в основной общеобразовательный план школ. Изучать его будут на предмете «Технология» в городах присутствия РУСАЛа. А школа № 149, начавшая эту работу, рассчитывает открыть профильный металлургический класс.

«Сейчас для большинства производственных компаний кадры — это очень актуальный и даже больной вопрос. К сожалению, дети далеко не всегда выбирают интересное нам направление. Поэтому вовлечение их, начиная с 5 класса, — это интересный проект. Дети должны понимать, что они здесь нужны, нужно показать им возможный уровень жизни, сопровождение предприятия с его социальной инфраструктурой и дополнительными бонусами. Тогда у них не будет задачи уехать. Они останутся здесь, рядом с мамой и бабушкой, вместо того, чтобы ехать куда-то в неизвестность и реализовывать себя на чужой земле с чужими людьми», — отметил директор по персоналу АО «РУСАЛ Красноярск» Андрей Назаров.
Проект позволит еще на раннем этапе помогать детям определяться с будущей профессией и тогда до работодателя будет доходить не 1-2 человека с подобных курсов, как сейчас, а большая часть из 30-40 учеников.

Проект заинтересовал всех участников презентации. Замруководителя управления образования Красноярска Марина Чернышкова предложила привлекать к его развитию другие образовательные организации, включая те, которые занимаются переподготовкой педагогов. Также она предложила составить технологическую карту профессиональной пробы для детей и обеспечить поддержку предприятий, чтобы они не ограничивались при проведении профориентационных мероприятий обычной экскурсией на производство.
«Важно именно попробовать „проживание“ профпробы. И она может быть организована именно через этот проект», — отметила представитель управления.
Разработчики программы уверены, что к сентябрю в городе уже будет сформировано сообщество педагогов, готовых внедрять проект в своих учебных заведениях. Их совместная работа позволит доработать и расширить этот курс, сделав его более интересным для школьников, которые потом смогут вырасти в грамотных специалистов и прийти на производство РУСАЛа.