Руководитель агентства по Красноярскому краю, Таймырскому (Долгано-Ненецкому), Эвенкийскому автономному округам федерального агентства лесного хозяйства РФ Министерства природных ресурсов РФ
Родился 20 сентября 1950 года.
В 1972 году окончил Сибирский технологический институт по специальности лесоинженер.
С 1972 по 1973 годы проработал мастером в одном из леспромхозе края.
С 1973 по 1977 год проработал техноруком, начальником лесопункта.
До конца 80-х годов – возглавляет отдел лесной промышленности в крайкоме партии, руководитель Емельяновского леспромхоза.
С 1988 по 1995 год - глава Богучанского района Красноярского края.
С 1995 года - руководитель лесной службы края.
Увлечения: рыбалка.
Семейное положение: женат, сын, дочь, внук и внучка.

Владимир Николаевич, каковы итоги работы Вашего ведомства в 2004 году?
В целом я оцениваю год как средний. Задание по лесовосстановлению выполнили – это порядка 45 тыс. гектар леса. Выполнили также в полной мере финансовое задание. Нами в краевой и федеральный бюджеты от продажи и сдачи в аренду лесных ресурсов края перечислено примерно 500 млн. рублей. По предварительным данным (официальные цифры будут озвучены на коллегии в феврале), объем лесозаготовок по лесным угодьям главного пользования ожидается порядка 9,5 млн. кубометров. Это примерно на 300-400 тыс. кубометров больше, чем в 2003 году. Средняя заработная плата в 2004 году составила 4,5 тыс. рублей в месяц. По этому показателю мы «обгоняем» селян и культуру и находимся примерно на уровне работников образования. Тем не менее, отмечу, что в 2003 году средняя заработная плата была 4 тыс. рублей, на этот год ставим задачу поднять ее до 5,2 тыс. рублей. В 2004 году мы не допустили разгула нелегальных рубок леса.
«Черные лесорубы» у нас в крае вырубили порядка 50-70 тыс. гектар леса. По оценкам всемирного Фонда дикой природы, обстановка нормальная. В свою очередь надо отметить, что нас спасает географическое расположение края. Я имею в виду равноудаленность региона от крупнейших рынков сбыта круглого леса – это Балтийские страны и страны азиатского региона. Ну и, конечно, главное событие прошлого года – мы снова стали самостоятельными. Создано федеральное агентство лесного хозяйства, которое входит в структуру министерства природных ресурсов России, оно является самостоятельным субъектом. Нельзя также не упомянуть и про то, что при очередной реорганизации к нам присоединили Таймыр и Эвенкию.
Получается, что Вы возглавляете теперь одну из самых крупных структур в России по управлению лесными ресурсами?
Да, теперь мы если не самые крупные, то одна из самых крупных структур России. Отличаемся от других тем, что мы - единственное агентство, которому подведомственные леса трех субъектов Российской Федерации. Второе, громаднейшая площадь лесных угодий – 160 млн. гектар. Если собрать и перевести на наши российские мерки – это седьмая часть территории России, покрытой лесами, или примерно 6% мировых запасов лесов.
Естественно, вместе с такой «прибавкой» пришли и дополнительные проблемы. На Таймыре и в Эвенкии лесные службы малочисленные. Представьте, что на все 75 млн. гектар лесной площади Эвенкии приходится всего три лесхоза, в которых работает около 100 человек. В то же самое время актуальна проблема пожаров на границе лесопромышленной зоны Красноярского края и Эвенкии. Эту территорию в пожароопасный период будем интенсивнее охранять. У нас есть собственная авиация, состоящая из 22 летательных аппаратов. На Таймыре нас ожидает другая проблема - вредные выбросы Норильского металлургического комбината, особенно, в районе речки Норилка. Будем стараться, чтобы технологии комбината в этот плане были щадящие, и выбросов было меньше. Еще одно – Красноярский край обладает большим научным потенциалом в области лесопользования. Понятно, что он будет распространяться на всю территорию, подведомственную лесному агентству.
С 2005 года вступают в действие некоторые положения нового Лесного кодекса РФ, звучит много критики, но есть и положительные отзывы по этому поводу. Ваши комментарии?
Действительно, пока могу прокомментировать лишь некоторые изменения, которые начали действовать с 2005 года. Первое – это то, что сельские лесхозы теперь будут подведомственны исполнительной власти субъекта федерации или администрации Красноярского края. До этого они были в структуре Министерства сельского хозяйства. РФ. Отмечу, что изменение существенно, потому что речь идет о том, кто будет заниматься вопросами обеспечения дровами и лесом жителей села и бюджетных учреждений, расположенных в сельской местности. Второй момент – произошло перераспределение функций лесоуправления. С 2005 года этих функций стало больше у агентства. Переход полномочий можно оценить как резкий, поэтому мы намерены сгладить его за счет соглашения между администрацией края и агентством. Сейчас оно находится в стадии разработки.
Владимир Николаевич, какие планы агентства на 2005 год?
Планы на 2005 год у нас, как и обычно – охрана лесов от пожаров, борьба с нелегальным оборотом древесины, лесовосстановление, также будем проводить работы по сертификации. Правда, здесь еще много неясного. В этом году также наше агентство участвует в ряде экспериментов, которые призваны усовершенствовать функционирование отрасли в целом.
Расскажите об экспериментах поподробнее…
В целях организации эффективной борьбы с нелегальными вырубками леса в 2005 году в крае будет проведена крупномасштабная аэрофотосъемка. В России в эксперимент попали пять территорий - Красноярск, Иркутская область, Архангельск, Коми, Томск. В Красноярском крае будет отснята с воздуха территория, где наиболее интенсивно ведется заготовка леса – это Ангаро-Енисейский район. Будет охвачено порядка 50 тыс. гектар леса, которые были пройдены рубками с 2002 по 2004 годы.
Второй эксперимент - разделение хозяйственных и управленческих функций в лесхозах. Это реорганизация лесхозов. Сейчас готовим предложения, каким образом лучше провести эксперимент. В качестве опытных площадок взяли шесть лесхозов разных по климатическим и лесосырьевым условиям. Суть же в следующем. Сейчас сам лесхоз определяет - какой участок древесины отдавать в рубку, сам отводит, сам рубит, сам себя потом контролирует – одним словом делает все один. А этого не должно быть. Должен кто-то назначать какой участок леса отдавать в рубку, кто-то рубит и кто-то третий независимый проверяет. Это и есть разделение функций управленческих и хозяйственных. Но сразу же скажу, что ожидаем мы этого веяния в принципах работы лесхозов с опасением. Дело все в том, что за тот период реформ и реорганизаций, которые прокатился по России, лесхозы оставались нетронутыми. Лесное хозяйство, можно сказать, выжило за счет консервативности. И вот сейчас реорганизация касается лесхозов.
Чего ожидать в этом году лесопользователям, какая будет вестись работа по организации финансовой дисциплины лесозаготовителей?
С 2005 года в Красноярском крае ужесточаются условия расторжения договоров аренды участков лесного фонда. Более того, в этом году договора будут расторгаться в случае не перечисления арендных платежей в течение одного квартала. Поясню, что график расчета для арендаторов лесных площадей предусматривает восемь платежей в год. При этом в расчет не будет браться фактор сезонности лесного бизнеса. С этого года, кто не заплатил два раза в квартал, тем мы жмем руки, изымаем участок, выставляем его на конкурс и передаем тому лесозаготовителю, который будет платить. Желающих хоть отбавляй. Отмечу, что по состоянию на середину декабря 2004 года в крае насчитывалось порядка 20 крупных арендаторов-должников с общей суммой долга свыше 100 млн. рублей. Сейчас конечно, они все подтянулись. Всего в 2003 мы расторгли 15 договоров аренды, в 2004 - 11. Основная причина расторжения – несвоевременная уплата лесных налогов. Несколько договоров расторгли по причине не выполнения обязанностей по охране лесов от пожаров.
Владимир Николаевич, как бы вы оценили те меры, которые принимает краевая власть в деле развития лесной отрасли?
Год назад в крае была принята концепция развития лесной отрасли на долгосрочную перспективу. Скажу сразу же, что мы также принимали активное участие в разработке этого документа. Главное его преимущество, что он направлен на системную работу по развитию лесной отрасли. Уже сейчас можно видеть некоторые результаты. Ну и потом у лесной отрасли края большой потенциал. В начале 90-х годов край заготавливал 25 млн. кубометров древесины, доля лесной промышленности в экономике региона достигала 9%, сейчас – не более 3%. Надо сказать за два года работы новой краевой администрации – создано управление лесного комплекса, у губернатора появился заместитель, курирующий отрасль. Администрация серьезно взялась за лесную отрасль. Считаю важным отладить механизм привлечения инвестиций в край и создать для этого условия и доказать, что серьезным инвесторам как отечественным, так и зарубежным будет удобно и выгодно работать в крае.
Знаю, что в прошлом Вы были сами лесопромышленником. Расскажите о своей карьере.
Я уже 32 года работаю на том или ином поприще, связанном с лесом. В1972 году в Сибирском технологическом институте получил образование по специальности лесоинженер. Затем год проработал мастером в одном из леспромхозе края. Затем четыре года проработал техноруком, начальником лесопункта. Переехал в Красноярск. Потом еще два года учился. С 1989 по 1993 году возглавлял Емельяновский леспромхоз. Три года проработал в крайкоме партии в отделе лесной промышленности. С 1988 года по 1995 год был главой Богучанского района. С 1995 года в лесной службе края.
Чем занимаетесь в свободное время?
Свободное время? А его почти не бывает. Конечно, как лесник больше люблю бывать на природе. В молодости охотился, а сейчас больше так порыбачить люблю по Енисею.
Беседовал Тимофей Моисеев