Режиссер — Гильермо Дель Торо
В ролях: Рон Перлман, Сэльма Блэйр, Даг Джонс, Джеффри Тамбор, Люк Госс, Анна Уолтон, Джон Херт
Продолжительность — 110 м
Красный чёрт с хвостом, вечной сигарой в зубах, самурайской прической и здоровенной каменной рукой — вроде бы не самый подходящий главный герой для успешной кино-франшизы. Однако в руках мексиканского волшебника Гильермо Дель Торо этот чёрт, он же Хеллбой, вот уже второй раз браво, хоть и с некоторым ворчанием, выходит победителем из любой битвы, в том числе и с кассовыми сборами. И во второй раз это всё так же здорово, как и в первый.
Для Дель Торо «Хеллбой» , экранизация странноватых чёсущественная разница. В промежутке между выпусками Дель Торо успел сделать «Лабиринт фавна» и сразу после него обнаружил себя обладателем «Оскара», общепризнанным автором и человеком, чью фамилию стали шлёпать на афишу другим многообещающим испанцам с пристрастием к затейливому макабру (см., например, фильм «Приют»). По новому «Хеллбою» чувствуется, что Дель Торо с удовольствием воспользовался своим новым статусом — здесь он, говоря коротко, отпустил всяческие тормоза.
Фильм напичкан идеями по самую маковку — тут одних удивительного вида тварей столько, что только успевай подмечать (всё равно, кстати, не успеешь). Видимо, для «Золотой армии» Дель Торо распотрошил все свои блокнотики с набросками, прилежно собираемые много лет. Если же он насочинял всей этой любовно прорисованной нечисти за те два года, что делал фильм — тогда, чёрт, всё-таки придётся произнести вслух одно словечко, которое упорно вертится на языке, но здравый смысл подсказывал пока им сильно не разбрасываться. Да, да — гений. В первом фильме отовсюду пёрли в основном демонические лавкрафтовские щупальца; здешняя же злостная фауна (а иногда и флора) отличается поразительным разнообразием. Есть и крохотные вечно-голодные зубастики, и огромные горообразные монстры; есть злодейские механизмы и натуральные ангелы смерти. Плюс, как это постоянно случается у Дель Торо, зло здесь далеко не так однозначно, как кажется — в его мире и милейшая старушка может оказаться чудовищем, а гигантское существо, бесчинствующее на улицах
Попутно Дель Торо успевает время от времени передавать забавные приветы другим режиссерам-фантазерам — то Барри Зонненфельду и его «Людям в черном», то Терри Гиллиаму. Периодически он запросто цитирует и самого себя — скажем, отверженный принц могущественного рода, выступающий против отца, уже был у него главным злодеем в «карандашиком всякую необычную жуть таланты Дель Торо далеко не исчерпываются. При всей своей страсти к многообразию форм ужасного и гротескного он всё-таки рассказчик очень человечный и понятный, которого в первую очередь интересуют
Вердикт Кочерыжкина – роскошное продолжение роскошного фильма; браво, чёрт возьми.