Главная
>
Статьи
>
Экономика
>
Наталья Рязанцева: «У Красноярского края колоссальный потенциал инновационного развития»

Наталья Рязанцева: «У Красноярского края колоссальный потенциал инновационного развития»

15.10.2015
0
Заместитель председателя Правительства Красноярского края Наталья Рязанцева
Фото: пресс-служба Губернатора и Правительства Красноярского края

Наталья Владимировна, существует ли экспертная оценка нашего региона с точки зрения его нынешнего и перспективного инновационного развития? О чем она свидетельствует?

Существуют две основные экспертные позиции, которые определяют рейтинги инновационных регионов нашей страны. Одну из них представляет Ассоциация инновационных регионов России (АИРР), вторую — Высшая школа экономики (ВШЭ). По оценкам обеих организаций Красноярский край входит в двадцатку наиболее инновационно активных регионов РФ: в рейтинге АИРР мы на занимаем 18 строчку, в рейтинге ВШЭ — 12-ю. Однако нужно понимать, что в данном случае речь идет об интегральной оценке (по общей совокупности позиций в рейтинге — прим. ред.). Если же мы посмотрим отдельные позиции рейтингов, то найдем цифры, которые могут насторожить. Так, в рейтинге ВШЭ край занимает лишь 64 место по критерию «кадры науки» — показателю удельного веса лиц, имеющих ученую степень. Кроме того, мы только на 45 месте по так называемому «образовательному потенциалу населения» — показателю наличия высшего образования у граждан 25-64 лет в общей численности населения этой возрастной группы.

О чем это говорит? Мы понимаем, что если речь идет о необходимости модернизации традиционных отраслей экономики, создании новых высокотехнологичных производств и инновационном развитии, то это предполагает и должное обеспечение кадровыми ресурсами. Причем это должны быть высококвалифицированные специалисты в области разработки и внедрения технологий, инжиниринга и т. д. Однако, экспертная оценка свидетельствует, что кадровый потенциал по проведению модернизации пока ограничен.

Помимо этого, край занимает 48 место по представленности малого инновационного бизнеса. Этому есть причины. Традиционно регион развивался по пути сырьевой экономики: создания крупных компаний, которые занимаются разведкой, добычей и частично переработкой природных ресурсов. При этом очень мало представлены компании, занимающиеся так называемыми технологиями высокого передела природных ресурсов. Отсюда и мало инновационных предприятий.

Еще один показатель, который настораживает, — 33 место по результативности инновационной деятельности. Имеется в виду удельный вес инновационных товаров и услуг в общем объеме отгруженных товаров и услуг. Наконец, нужно обратить внимание и на довольно низкий результат по бюджетным затратам на науку и инновации — 24 место среди регионов России.

По каким параметрам мы в таком случае занимаем высокие позиции?

Среди высоких показателей, например, 4 место по затратам на технологические инновации. Однако нужно заметить, что эти затраты несут крупные компании, работающие в регионе.

Иначе говоря, Красноярский край пока лишь условно можно отнести к инновационно развитым регионам?

Заместитель председателя Правительства Красноярского края Наталья Рязанцева
Фото: пресс-служба Губернатора и Правительства Красноярского края

Скажем так, территория имеет большой потенциал инновационного развития, но есть точки приложения усилий, на которые региональным властям нужно обратить особое внимание. И мы в настоящее время этим занимаемся. На данный момент разрабатываются две стратегии: стратегия развития инновационной системы и стратегия развития научно-образовательного комплекса. Обе эти функции соединены в Агентстве науки и инновационного развития. Такое решение губернатором было принято неспроста: вне всякого сомнения, первым источником пополнения инноваций являются идеи и разработки, которые должны генерироваться в научно-образовательном комплексе.

На мой взгляд, в Красноярском крае сосредоточен очень большой потенциал, который может быть реализован посредством формирования кооперационных, консорциумных проектов. Тех проектов, которые локализованы не в одном лишь вузе, а которые собирают компетенции из разных университетов и академических институтов. Однако это представляется возможным, если речь идет о решении технологических проблем междисциплинарного характера. Например, в области разработки новых материалов, в области разработки так называемых аддитивных технологий — современного направления, которое предполагает совмещение разных технологических решений в одном изделии. Следующее направление — передовые производственные технологии — все то, что связано с 3D-моделированием и прототипированием при разработке передовых технологических решений. То же самое и в области биотехнологий... Потенциал края очень существенный по ряду причин — есть ресурсная база, есть компетенции. Но вот связки бизнеса и науки в этом сегменте требует развития. У нас недостаточно развиты компетенции по трансферу и внедрению технологий. Очень мало вузов имеют офисы коммерциализации, центры трансфера технологий. Проще говоря, они не в полной мере работают с бизнесом. И в этом проблема.

Что необходимо сделать, чтобы появилась та самая связка?

В крае есть крупные производственные компании, которые как раз могут и должны являться источником заказов инноваций. Но для этого им нужны соответствующие компетенции в вузах. Что происходит сегодня? Очевидно, что корпорации, которые думают о будущем, переходят на инновационный путь развития — создают инжиниринговые центры, обучают кадры и т д. Примеров таких компаний много — «Красцветмет», «Норникель», Русал, ИСС им. Решетнева. К сожалению, они идут по пути формирования собственных корпоративных структур RnD (Research & Development (англ. «Исследование и развитие») — аналог российских НИОКР, отделов научно-исследовательских и опытно-конструкторских разработок). То есть, с одной стороны край имеет колоссальный плюс — возможность использования инновационного потенциала под нужды корпораций, с другой — между наукой и бизнесом у нас наблюдается разрыв. Между тем, возможным механизмом настройки инновационной системы края должна быть ориентированность на потребности инновационного развития крупных компаний.

В мировой практике инновационная система часто формируется вокруг крупных университетов. Возможно ли это у нас?

Здесь этого пока нет, но к этому надо стремиться. Сейчас идет речь о придании одному из университетов края именно такого пути развития — создания на его базе так называемого опорного регионального инженерно-технического вуза предпринимательского типа, вокруг которого формировался бы пояс инновационных компаний малого и среднего бизнеса. Таким вузом мог бы стать аэрокосмический университет, поскольку он тесно работает со многими компаниями в области машиностроения, приборостроения и других высокотехнологичных отраслей. И если мы уже сейчас посмотрим на количество предприятий, созданных на основе разработок СибГАУ, то их больше, чем у других вузов в пересчете на количество преподавателей.

Какие усилия сегодня предпринимают краевые власти для развития инновационной инфраструктуры в регионе?

Во-первых, изменяется работа краевого бизнес-инкубатора (КРИТБИ), разработана стратегия его развития до 2020 года. Смысл в том, что он должен стать институтом развития инновационного предпринимательства в крае — генерировать для этого условия, осуществлять взаимодействие с вузами и НИИ, выявлять и выращивать перспективные стартапы, а с другой стороны взаимодействовать с крупным бизнесом. В планах — открытие филиалов КРИТБИ в других городах края для привлечения талантливой молодежи из удаленных регионов края в сферу инновационного предпринимательства. В Железногорске такой филиал уже работает, на очереди — Норильск.

Заместитель председателя Правительства Красноярского края Наталья Рязанцева
Фото: пресс-служба Губернатора и Правительства Красноярского края

Также мы перенастраиваем систему поддержки инновационных проектов через Краевой фонд науки. Самое главное, фонд был существенно увеличен за счет привлечения средств из Российского фонда фундаментальных исследований (РФФИ) и Российского гуманитарного научного фонда (РГНФ). В 2016 году будет объявлено много конкурсов, причем это будут финансово емкие проекты, направленные на так называемые «ориентированные фундаментальные исследования» — на разработку фундаментальных основ конкретных технологий, востребованных рынком.

По договоренности с руководством РФФИ при проведении конкурсов мы будем ориентироваться на поддержку молодых команд, а также на поддержку тех самых ориентированных фундаментальных междисциплинарных комплексных проектов, и, что очень важно, — на запуск проектов совместно с бизнесом. Мы будем ориентироваться и на интернационализацию научных исследований красноярских ученых, то есть на поддержку совместных проектов красноярских и зарубежных вузов. Это делается для того, чтобы привнести сюда и развивать исследовательские компетенции и повышать статус глобального присутствия Красноярского края в сфере науки, инноваций, исследований и разработок.

Кроме того, в настоящее время мы приводим в соответствие работу региональных центров инжиниринга, чтобы повысить конкурентоспособность края в этой области за счет достройки компетенций и предоставления комплексной услуги на рынке. Также мы реализуем такие проекты, как Региональный центр инжиниринга биотехнологий глубокой переработки сырья и Центр сертификации и аккредитации новых материалов, получивших федеральную поддержку в 2015 году. Хочу отметить, что в этом году в крае увеличилось количество Центров молодежного инновационного творчества (ЦМИТов) (теперь их — 13), а в 2016 году мы будем создавать Центр робототехники — также распределенный по территории края проект и IТ-центр, который будет локализован в КРИТБИ. Наконец, нами подана заявка на создание нано-технологического центра в РОСНАНО. Результат ждем в ближайшее время.

В прошлом году был принят федеральный закон о создании в России так называемых территорий опережающего социально-экономического развития (ТОСЭР). Планируется, что они будут и в Красноярском крае. Расскажите, что это за территории?

Это федеральный проект, направленный на создание территорий с льготными налоговыми условиями и преференциями, связанными с таможенными сборами. Цель — максимально быстрое развитие на этих территориях в первую очередь инновационного предпринимательства. Фактически речь идет о формировании в России точек роста новой экономики, которая прежде всего связана с созданием наукоемких бизнесов. В этом смысле мы используем мировую практику: по такому принципу развивались Сингапур, Малайзия, Китай, Тайвань, Южная Корея, другие страны.

Пилотной территорией опережающего развития в Красноярском крае станет ЗАТО Железногорск. В дальнейшем — Зеленогорск. В настоящее время на уровне края под руководством председателя краевого правительства Виктора Томенко совместно с Росатомом и руководством Железногорска создана рабочая группа по вопросам, связанным с ТОСЭР. Работа идет над тем, чтобы, с одной стороны, сконцентрировать на территории инновационные компании, являющиеся поставщиками для двух базовых железногорских предприятий — ГХК и ИСС им. Решетнева, а, с другой стороны, создать условия для привлечения технологического бизнеса с других территорий. Причем речь идет о колоссальных преференциях для компаний. К примеру, налог на прибыль в федеральный бюджет для них составит 0%, страховые взносы — 7,6% вместо 30%, налог на добычу полезных ископаемых в федеральный бюджет — 0% и т. д. Плюс самые особые условия — применение таможенной процедуры свободной таможенной зоны. То есть снижение таможенных сборов при поставках расходных материалов, приборов и т. д. В общем, все делается для того, чтобы сконцентрировать в регионе инновационный бизнес.

Когда можно будет говорить о сколько-нибудь существенной доле в бюджете региона от инновационной отрасли?

Я думаю, для этого потребуется года два-три усиленной работы. Надо понимать, что мало создать инновационные бизнесы. Важно — продвинуть их продукцию, способствовать экономической активности и встраиванию этих компаний в рынки. Создавать льготные условия... Это непростая миссия, над которой мы в настоящее время и работаем. При этом конечными результатами такой работы должны быть новые высокотехнологичные рабочие места, существенная доля инновационной продукции в валовом региональном продукте, налоговые поступления от производства и реализации инновационной продукции.

Томенко Виктор Петрович
Губернатор Алтайского края

Рекомендуем почитать